|
|
|
О Совете
|
|
Руководящие
органы Совета
|
|
Работа совета
|
|
|
|
|
|
Обучение
семинары,
тренинги,
круглые
столы
|
27.08.2019 На перекрестке дорог. Какое наследие оставили Южному Уралу карталинские казаки
Карталы — самый южный город Челябинской области. Его история начиналась с казачьего поселка, ставшего крупной станицей. Добыча угля и строительство железной дороги в начале XX века открыли новые горизонты для развития, станица стала городом.
Прошлое сохраняется в историко-краеведческом музее Карталинского района. Это молодой музей: он открылся 30 июля 1999 года. В основу экспозиции легли результаты исследований местных краеведов и педагогов. Благодаря им в музее появилось много интересных экспонатов. Например, Юрий Алентьев передал предметы из своего школьного музея в селе Анненском. Сегодня в фондах карталинского музея более восьми тысяч предметов: минералы, чучела местных животных, археологические находки из памятников от каменного века до Средневековья и многое другое.
Первый директор музея Берта Прыткова до прихода в музей много лет работала директором Карталинского дворца культуры, инициировала открытие галереи, объединившей всех художников города, организовала театральную и хореографическую студии, была удостоена звания заслуженного работника культуры РСФСР. Музей начинался с небольшой комнаты, а затем получил собственное здание.
Казачьи традиции
Заселение территории Карталинского района русскими связано с созданием новой пограничной линии. В 1834 году оренбургский военный губернатор Василий Перовский подготовил план заселения южноуральских степей между Орской и Троицкой крепостями. Он подчеркивал, что перенос границы на восток не нарушает права степных кочевников и не совершает «акта завоевания и даже приобретения, а просто делает хозяйственное распоряжение, так как все пространство киргизских степей является достоянием Русской империи».
В 1842-1843 годах на новой пограничной линии были основаны казачьи станицы, первоначально названные порядковыми номерами, а позднее — в честь государственных деятелей и побед русской армии. Так появились станицы Еленинская, Анненская, Великопетровская, Полтавская, Елизаветпольская, Варшавская, Неплюевская.
До 1917 года основным занятием населения, кроме военной службы, было сельское хозяйство. Казаки выращивали яровую пшеницу, сеяли гречиху, овес, просо, ячмень, лен, коноплю, подсолнечник, разводили лошадей, овец, коз и птицу. Развиты были ремесла: кузнечное дело, сапожное, портняжное, кожевенное. Полтавские пуховязальщицы ежегодно изготавливали 6-8 тысяч платков! Об этом говорят и экспонаты музея: гребни для чесания шерсти, ножницы для ее стрижки, прялки и ткацкий станок, ручные мельницы, маслобойки и многое другое, что теперь безвозвратно вышло из обихода сельского жителя. А вокруг — разнообразная глиняная посуда, которую как будто только сейчас изготовили, фигурный самовар, рубели (прототип утюга) и тяжелые чугунные угольные утюги.
Кресло атамана
В центре казачьего зала музея установлено кресло атамана. Некогда оно стояло в казачьей управе в станице Великопетровской. Кресло деревянное, высокое, богато украшено резьбой и орнаментом, напоминает трон.
Первопоселенцами поселка были 33 крещеных калмыка из упраздняемого Ставропольского калмыцкого войска и 350 оренбургских казаков. В станицу привезли походную церковь, подаренную Петром I калмыкам в память о принятии ими христианства. В 1861 году в станице построили каменный храм во имя Петра и Павла.
Жители села занимались смолокурением, выжиганием угля, столярным ремеслом и дегтярным производством, изготавливали на заказ срубы домов. В окрестностях села (на Сорокиной поляне) добывали камень-плитняк для кладки оград и амбаров.
До революции Великопетровка была центром станичного юрта и относилась к Верхнеуральскому уезду Оренбургской губернии. В 1918 году здесь организовали совет, в Гражданскую в окрестностях станицы шли ожесточенные бои, местное население страдало от налетов отрядов Зеленой армии.
Антрацит
В середине XIX века горные инженеры А.И. Антипов и Н.Г. Меглицкий, производившие геологические исследования на казачьих землях, указали на возможность залегания в окрестностях станицы Полтавской угля. Это был антрацит, лучший сорт каменного угля, отличающийся черным цветом, сильным блеском, большой теплотворной способностью. В экспозиции музея среди сотни минералов можно увидеть и образцы этого полезного ископаемого.
Его добыча началась в 1912 году торговым домом «Г.Ф. и В.П. Дворниченко и Ко». Многие уральские заводы пользовались полтавским углем. Это было удобно, ведь к шахтам подходила железная дорога, по которой уголь доставлялся прямо к потребителям.
В конце 1920-х годов в связи со строительством Магнитогорского металлургического завода повысился интерес к местным угольным месторождениям, были заложены новые шахты. Шахтеры работали под лозунгом «Уголь — Магнитке!». Больше всего угля добывали в годы Великой Отечественной войны — по 220 тысяч тонн в год! Затем объемы добычи стали сокращаться, а в 1959 году эксплуатация месторождения и вовсе прекратилась.
Железная дорога
Железная дорога имела большое значение для развития местности. Троицко-Орская железная дорога призвана была наладить транспортное сообщение на туркестанском направлении, связать угленосный район с горой Магнитной. Строительство линии началось в 1914 году и не прекратилось даже в годы Первой мировой войны.
Дорога сыграла важную роль в ослаблении топливного кризиса, ликвидации последствий голода 1921-1922 годов на Южном Урале. В 1929 году железная дорога связала Карталы и Магнитострой, так были реализованы еще дореволюционные планы.
В экспозиции музея особое место занимает история Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги. Здесь представлены железнодорожные фонари, фотографии…
Военный зал
Десять тысяч карталинцев сражались на фронтах Великой Отечественной войны, из них не вернулись с войны 4200 человек. Мобилизованных в Красную армию на колхозных полях заменили женщины и дети. В 1941 году в областном соревновании по результатам сева совхоз «Полтавский» был признан лучшим!
В военном зале музея представлен и доблестный труд, и ратный подвиг. Например, здесь уникальные военные снимки Ф.К. Ковшикова, сделанные им самим в Берлине в 1945 году. Именно он сделал надпись на знамени Победы, водруженном над Рейхстагом.
Отдельная витрина посвящена Герою Советского Союза Вениамину Ситникову: его личные вещи, пиджак с наградами, документы и фронтовая фотография в шлемофоне. Фронтовик родился в 1926 году в селе Бородиновка Варненского района, работал в колхозе. С 1943 года воевал в 108-й танковой бригаде. В 1945 году за форсирование реки Одер и героизм, проявленный при удержании захваченного плацдарма, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны вернулся в Карталы, где работал на железной дороге. В 1971 году он стал почетным гражданином города.
Адрес музея: г. Карталы, ул. Калмыкова, 1
Режим работы: понедельник-пятница, с 08:00 до 17:00
Телефон +7 (35133) 2-21-21
E-mail: museum-kartaly@yandex.ru
Сайт: http://ikm-kartaly.chel.muzkult.ru/
|
|
|