|
|
|
О Совете
|
|
Руководящие
органы Совета
|
|
Работа совета
|
|
|
|
|
|
Обучение
семинары,
тренинги,
круглые
столы
|
12.08.2019 Как в Челябинской области выстроить умную медицину и образование
Оказывается, это вполне реально, в чем убедилась первый заместитель губернатора Челябинской области Ирина Гехт в ходе поездки в Саткинский район.
Напомним, что Сатка — первый в регионе муниципалитет, где запущен федеральный проект «Умный город». По задумке, «поумнеть» должны не только коммуналка и транспорт, но и больницы, садики, школы…
Умная медицина
Первая остановка — Центральная районная больница и роддом при ней. Хотя здесь интеллектуальная медицина пока на подходе, но медоборудование вполне на уровне.
— В 2018 году роддом переехал в более просторное здание, где раньше размещалось детское соматическое отделение, — говорит главный врач Саткинской больницы Ираида Крохина.— Родильное отделение сегодня — это современное здание со свежим ремонтом, теплыми и комфортабельными палатами и новейшим медоборудованием. Здесь проведен капитальный ремонт: полностью заменена система канализации, установлен новый лифт. В отделении четыре родзала, комфортабельные двух- и одноместные палаты, комната для посещений родственников.
Ирине Гехт сообщили, что в роддоме решают и кадровую проблему: недавно взяли двух медиков, приехавших из Киргизии и Северной Осетии. Молодые специалисты участвуют в программе «Земский доктор». Они получат от государства субсидии на покупку жилья. Однако есть и свои проблемы. К примеру, показатель смертности новорожденных на тысячу родов в Сатке 6,9, а в среднем по области он снижен до 4,7. Ирина Гехт заявила, что проблему нужно срочно решать — улучшать качество медуслуг.
Также она побывала в кардиологическом первично-сосудистом отделении больницы. Это своего рода единый межмуниципальный кардиоцентр, открытый на базе терапевтического корпуса в феврале 2016 года. Сегодня сюда везут больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями из Саткинского района,Трехгорного, Юрюзани, Аши, Усть-Катава, Катав-Ивановска.
Отделение рассчитано на 27 коек кардиологических больных. Здесь полный набор медтехники, своя лаборатория со шведскими анализаторами и другими новинками здравоохранения. Используя возможности телемедицины, по интернету можно получить консультации врачей высочайшего класса из Челябинского федерального кардиоцентра, других больниц.
— Одна из проблем отделения в том, что здесь пока нет дорогостоящего прибора ангиографа, и чтобы провести стентирование сосудов, больных приходится направлять в Миасс или Челябинск. Но уже в следующем году медики его получат в рамках госпрограммы обновления медарсенала, — пообещала Ирина Гехт.
«Небесный глаз» и свет по градиенту
Впрочем, куда более масштабные перемены в Саткинском районе происходят в образовательной сфере. Так, в школе № 1 райцентра в рамках проекта «Умный город» установили так называемое градиентное освещение. Чуткая электроника реагирует на дневной свет и регулирует освещенность класса. Наряду со светодиодными светильниками это дает большую экономию, не ухудшает зрение учеников.
А на входе в школу поставили умную рамку: школьники входят по отпечаткам пальцев. Кроме того, внедрена система контроля удаленного доступа (СКУД). На пост охраны поступает картинка с наружных видеокамер, и, если появится чужак, система сразу выделит его.
Педагоги школы имеют выход в интернет, их автоматизированное рабочее место (АРМ) оснащено ноутбуком, интерактивной электронной доской.
— У нас сейчас также внедряется цифровая библиотечная система, — сообщила директор школы №1 Людмила Филиппова. — Прямо из школьной библиотеки можно будет получить электронные версии самых редких книг их библиохранилищ мирового уровня.
Инновационные технологии уже пришли и в школу №5 — самую большую в Сатке. Здесь в качестве эксперимента запускают интересный пилотный проект — «Открытое образовательное пространство»: в классах устанавливают стеклянные двери, и любой может видеть, как идет урок. А после недавней победы в губернаторском конкурсе «Точка роста» школе выделили деньги на ремонт с окраской стен в цветовой гамме, способствующей концентрации внимания.
Директор учебного заведения Ирина Кузина сообщила, что ее подопечные победили в федеральном конкурсе на участие в проекте «Современная школа». На его запуск из федерального бюджета на приобретение оборудования выделено 2 млн 180 тыс. рублей и 84 тыс. — из муниципального. На эти средства купят 3D–принтер, камеры видеонаблюдения, а также квадрокоптер для освоения учениками технологий «небесного глаза».
— Кроме того, в этом году наша учительница математики Елена Игнашова победила в областном конкурсе «Учитель года», и школе выделили 1 млн рублей на обновление учебного арсенала, — добавила Ирина Кузина. — Еще 5 млн направил районный бюджет. Так что к проведению у нас в будущем году областного конкурса мы подготовимся основательно.
Ирине Гехт также показали спорткомплекс школы № 5 со всеми атрибутами для подготовки юных атлетов. Его изюминка — футбольное поле с искусственным покрытием, которое обустроили шефы из компании «Новатэк» за победу ребят в мини-футбольных соревнованиях.
И это не единственный пример. Так, в другой школе Сатки, № 40, недавно в рамках федеральной программы «Спорт — норма жизни» установили площадку для проведения ГТО со шведской стенкой, брусьями, новейшими силовыми тренажерами, прыжковой ямой. А рядом уже идет строительство целого спорткомплекса с беговой дорожкой и футбольным полем с искусственным газоном. На все это из федерального бюджета выделено 3 млн рублей, и еще 800 тысяч добавил муниципалитет.
Особые дети
Ирина Гехт также проинспектировала образовательные учреждения Бакала. К примеру, в здешнем детдоме-школе приобщают детей и к спорту, и к самостоятельной взрослой жизни. С помощью шефов оснастили столярным оборудованием класс производственного обучения. Ребята ухаживают за грядками, выращивают овощи, а в гостинице, где первое время проживают выпускники, их учат готовить пищу.
— У нас за пять лет количество воспитанников сократилось с 97 до 55, — говорит директор детдома-школы Ирина Михайлова. — Мы делаем упор на их передачу в приемные семьи. Проводим традиционный «День аиста» — знакомство с будущими родителями. Недавно устроили в приемные семьи двоих детей, готовим еще четверых.
Ирина Гехт побывала и в бакальской школе № 12, которая в прошлом году отметила 100-летний юбилей. Ее особенность в том, что она инклюзивная: здесь, наряду с обычными учениками, обучаются слабовидящие и глухие дети. Им требуются особый подход и внимание, тогда адаптация в школьной среде проходит быстрее. Здесь обустроены игровая и спортивная площадки, идет ремонт спортзала, обновление сантехники, систем отопления. На это выделено 4 млн 530 тыс. рублей.
— За счет образовательного гранта дети углубленно изучают иностранные языки, — сообщила директор школы Инна Зоркальцева. — Развиваем и творческие способности в анимационной студии «Свежее дыхание». В прошлом году победили в федеральном конкурсе «100 лучших школ России», в «Битве хоров».
Инна Зоркальцева — настоящий энтузиаст своего дела, учитель в пятом поколении. Здесь когда-то учила детей ее мать, а сейчас сама Инна Валериевна и ее дочь.
— Мы очень ждем прихода IT-новинок «умной школы», — добавила директор.
Инновации «в тираж»
— В райцентре семь школ, и во всех будут интеллектуальные технологии, — заверяет глава Саткинского района Александр Глазков. — Поначалу в рамках проекта «Умный город» экономичное освещение на компьютерном управлении запускается в четырех школах, а со временем оно придет во все 18 школ района. В сентябре этого года в Сатке появится и «умная остановка» с Wi-Fi, солнечной батареей и экраном — сразу можно будет узнать, где автобус. Также запускаем умную платформу ЖКХ: на пульте будут все данные о расходе электричества, воды и тепла, а в случае утечек искусственный интеллект забьет тревогу.
Итог подвела Ирина Гехт:
—Я верю, что уже скоро соцферу Южного Урала преобразят инновационные технологии. Так, в медицину придут роботы-диагносты, трансплантация бионических органов, генетические исследования организма. Такие эксперименты уже проводятся в Южно-Уральском медуниверситете, а на базе ЮУрГУ и УрФУ создан центр по созданию искусственного интеллекта. На примере Саткинского района можно увидеть, как радикальные перемены приходят и в образовательную сферу. И эти наработки нужно распространять на всю область. Без запуска умных технологий мы не сможем двигаться вперед, так и останемся среднестатистическим регионом.
|
|
|