Slide 1 Slide 2 Slide 3
Муниципальные районы
Городские округа
WWW.SMO74.RU

О Совете
Руководящие
органы Совета

Работа совета



05.12.2018
От мысли к делу. Как в Челябинской области большие идеи превращают в эффективные решения

Эффективность политиков определяется тем, насколько они глобальные идеи могут превращать в успешные решения даже маленьких вопросов. Так было, так есть, так и будет.

 

Вождю пролетариев Ленину пришлось оторваться от философских рукописей и слезть с революционного броневика, чтобы зажечь лампочку Ильича и решать острые коммунальные вопросы поствоенного Питера. Ворчливому консерватору Черчиллю, настрочившему кучу букв на Нобелевскую премию по литературе и Фултонскую речь, приходилось уделять время и решению вопросов лесонасаждения и строительства дорог.

Возьмем любого политика, и мы увидим: если он не находит в себе сил и стремления преломлять свои большие идеи на задачи реальной жизни, вся карьера становится несостоятельной. Эта формула действует и на региональном уровне политической жизни: силен тот, кто умеет выдвигать идею, планировать и претворять ее в жизнь.

Есть мысль

Попробуем с этой точки зрения оценить политические реалии в Челябинской области. Первый вопрос — наличие политической мысли в регионе. Есть ли она? На мой взгляд, сегодня Челябинская область — один из немногих российских регионов, в котором вокруг общественного устройства и политического управления дискуссия развивается не только в вузовских кабинетах. В ней активно участвуют представители власти, экспертное сообщество, общественность. Еще каких-то пять лет назад слово «стратегия» на Южном Урале можно было, пожалуй, услышать разве что во время карточных партий между чиновниками и бизнесменами. Сегодня это неотъемлемая часть управления регионом.

Объясняя свою ставку на стратегический подход, губернатор Челябинской области Борис Дубровский отмечал: «Инвестиции в будущее не всегда дают быстрый эффект. Но именно этот «отложенный эффект» от ранних вложений позволяет сейчас уверенно развиваться тем странам и регионам, где инвестиции в экономику и человеческий капитал вкладывались десятилетиями. И мы к этому обязательно придем, если не будем бояться больших проектов, искать и находить под них ресурсы не только финансовые, но и организационные, интеллектуальные и ряд других».

Стратегия развития — это та самая политическая мысль. В Челябинской области, повторюсь, она формируется властью в четкой связке с экспертным сообществом, общественностью. Даже политические оппоненты оказывают влияние на ее формирование. Если стороннему наблюдателю кажется, что пущенные критические стрелы редко доходят до цели, он не прав. В нашей политической культуре принято эти стрелы аккуратно собирать, очищать от популизма и болтологии, оставшиеся — внедрять в жизнь, пусть иногда и под другими знаменами.

В результате «Стратегия развития Челябинской области до 2035 года», чтобы там ни говорили, стала надидеологическим документом. Здесь есть и идеи социальной справедливости (требования Дубровского ориентироваться на человека четко доказывают это), и идеи свободного рынка, в стратегию гармонично вписываются и взгляды государственников-патриотов. Как ни странно, из этого выходит, что главная политическая мысль документа — конечные цели развития не должны политизироваться. 

Отстаем, но нагоняем

Да, южноуральское научное сообщество продолжает сетовать, что в развитии политической мысли мы пока Андрей-Лавров_DSC2338.jpgотстаем от некоторых территорий. Как отмечал в разговоре с корреспондентом «ЮП» кандидат философских наук Андрей Лавров, «недостаток профессионалов в политической сфере у нас чрезвычаен. В политику нередко попадают достаточно случайные люди. Но без профобразования, без знания истории, традиций, без понимания механизмов политической деятельности серьезной работы не организовать».

Но начало положено, и положено властью. К процессу начинает подключаться и общество. В общественных советах и комитетах идут нешуточные дискуссии по большим и малым вопросам, в вузах региона наблюдается рост популярности профессии политолога, в СМИ и социальных сетях подчас жестко ведутся споры между последователями разных политических, экономических школ и учений… Все чаще мнение нашего политологического сообщества транслируется на федеральный уровень, что доказывает наличие интереса к нашей политической мысли и за пределами южноуральского региона.

04_Евгений-Маклаков_DSC_0483.jpgИ это хороший сигнал. «Где нет идей и смыслов, там не будет ничего, кроме технологических решений, — говорил в одном из интервью «ЮП» известный челябинский политтехнолог Евгений Маклаков. — А с их помощью по-настоящему серьезных, стратегических задач, стоящих перед страной и регионом, не решить».

Сила в действии

Но бог с ней философией, повторюсь: если она не умеет выливаться в простые решения, грош ей цена. Попробуем понять, получается ли это в нашем регионе. Для этого сравним несколько мыслей и несколько действий.

К примеру, стратегия развития региона предполагает экономическую многополярность. Долгое время положительную динамику развития на Южном Урале имели лишь два города — Челябинск и Магнитогорск. Это неэффективно и крайне опасно, предположили авторы «Стратегии-2035». И хотя официального старта внедрения свежих стратегических решений еще не дано, уже сегодня нетрудно заметить экономические и социальные усилия властей в иных географических направлениях: Сатка, Верхний Уфалей, Карабаш, Южноуральск… В этих и других территориях уже видно даже невооруженным взглядом, как подкручиваются механизмы, в них приводятся в чувство старые и запускаются новые экономические шестеренки.

Стимулами для раскачки территорий становится не только работа по привлечению инвестиций и открытию новых производств. Та же программа «Реальные дела» не что иное, как «конфета», призванная созданием условий для комфортной жизни удержать и привлечь в территории лучшие кадры. Если насытим города-заводы преимуществами города-сада, мы сможем получить чрезвычайно мотивированный на жизнь в нашем регионе человеческий капитал. А где он, как известно, там и возможность рывка в будущее.

А вот, к примеру, заложенная идея о необходимости создания глобального конкурентоспособного продукта в кооперации с другими регионами. Именно чтобы найти его, сейчас экономический блок команды Бориса Дубровского проводит максимальное количество деловых переговоров за пределами области. Делегации из Китая, Венгрии, Казахстана, Германии и других стран, наши визиты за границу — сотрудничество с международными компаниями и развитие внутрироссийских связей приближает нас к появлению того самого глобального конкурентоспособного продукта. Мы не только ищем партнеров, мы учимся… Тот же проект ВСМ — это возможность создать сверхсовременную транспортную инфраструктуру в связке с другими регионами.

На идею в «Стратегии» о привлечении кадров мирового уровня сегодня работает не только подстройка системы профессионального образования. К примеру, международные саммиты ШОС и БРИКС, кроме того что подарят Челябинску новые дороги, развязки, скверы, гостиницы и конгресс-холлы, станут отличной рекламой экономических возможностей региона для специалистов огромного куска нашего мира из стран, входящих в вышеназванные организации. Мы покажем, что у нас профессионалам из разных сфер есть над чем и ради чего работать… 

Так что примеров, как преломляется политическая стратегия на реальную жизнь в Челябинской области, команда Бориса Дубровского показывает немало. Она постепенно концентрируется на пути к одной глобальной цели — созданию региона, которому по плечу лидерство на общероссийском уровне в экономической, социальной, научной, культурной и других сферах.

© Совет Муниципальных Образований Челябинской области Создание и поддержка сайта: kontora74.ru