Slide 1 Slide 2 Slide 3
Муниципальные районы
Городские округа
WWW.SMO74.RU

О Совете
Руководящие
органы Совета

Работа совета



19.04.2018
Мусор как ресурс. Челябинский министр экологии считает, что этот регион близок к полноценному решению мусорной проблемы

Разговор корреспондента «ЮП» с исполняющей обязанности министра экологии Челябинской области Яной Куприковой сам собой сосредоточился на теме обращения с твердыми бытовыми отходами. Возможно, потому что из большой тройки экологических проблем Южного Урала — воздух, вода и мусор — ближе всего к решению именно последняя. И именно здесь существует ряд нюансов, которые с этого года будут касаться абсолютно всех жителей Челябинской области.

 

Смена парадигмы

— Есть мнение, что с завершением Года экологии внимание властей к проблемам окружающей среды в Челябинской области может снизиться. Что на это можно возразить?

Куприкова-Яна-исполняющая-обязанности-министра-экологии-Челябинской-области.jpg— Я считаю, что Год экологии был для нашего региона отправной точкой, которая позволила нам увидеть, какие у нас есть проблемы, и определить пути, как мы эти проблемы будем решать. Поэтому с окончанием Года экологии все не заканчивается, а, наоборот, только начинается.

Год экологии показал, что для Челябинска и других промышленных городов наиболее актуальны темы охраны атмосферного воздуха, качества воды (в том числе используемой для питьевого водоснабжения), обращения с твердыми коммунальными отходами и формирования экологической культуры.

Наиболее острым граждане считают вопрос загрязнения воздуха, и здесь Челябинская область вышла с инициативой, направленной на смену принципов нормирования выбросов. Сейчас поправки в федеральный закон, подготовленный Челябинской областью и Минприроды России, проходят согласования. А если говорить о ТКО, то речь идет об участии Челябинской области в переходе страны на новую систему обращения с отходами. Долгое время проблема оставалась на муниципальном уровне и по причине крайне низкого финансирования по большому счету не решалась. В 2016 году полномочия перешли на региональный уровень, а Федерация теперь диктует нам отношение к отходам не как к проблеме, а как к ресурсу, который необходимо использовать по максимуму. При этом регион должен ежегодно наращивать показатели по утилизации и переработке мусора, а также создавать условия для строительства новых перерабатывающих мощностей.

Зерна от плевел

— Получается, что это вопрос не только административных решений, но и привлечения инвесторов.

— Мы вообще используем все инструменты, которые доступны на сегодняшний день. Это привлечение и частных инвестиций, и средств федерального бюджета. Так, в этом году мы получаем субсидию в размере 113 млн рублей от экологического сбора, которые как раз будут направлены на создание инфраструктуры по переработке ТКО. Естественно, на повестке дня и внедрение раздельного сбора мусора. В настоящее время мы через регоператоров формируем план действий по внедрению раздельного сбора, поскольку именно регоператоры будут заниматься этой работой.

— Какие‑то конкретные черты у этого раздельного сбора уже есть? Например, сроки внедрения.

— Есть наш областной документ — порядок сбора и обращения с ТКО, в том числе раздельного сбора, который был принят в июне 2017 года. Теперь наша цель — вместе с регоператорами заставить этот документ работать. На первоначальном этапе мы предполагаем введение двухкомпонентного сбора с разделением на вторичную фракцию и на органику. Вторичные компоненты дальше пойдут на сортировку и будут разделены на отдельные элементы, а с органическими отходами возможны варианты — компостирование, частичное захоронение и т. д.

Однозначно в этом году мы уже увидим первые результаты, потому что регоператорами в Магнитогорском и Кыштымском кластерах заявлены планы о покупке контейнеров для раздельного сбора. То есть сначала это будет внедряться в порядке эксперимента, а потом на всей территории региона.

Доходы из отходов

— Какое время отводит Федерация на эту работу?

— Предельный срок для определения всех регоператоров — 1 июня этого года. Следующий шаг — это уже создание необходимой инфраструктуры там, где ее нет. И первостепенное внимание будет уделено территориям с наибольшим количеством населения, то есть Челябинскому и Магнитогорскому кластерам.

По Магнитогорскому кластеру в декабре 2015 года было заключено концессионное соглашение с компанией «Управление отходами», которая в настоящее время заканчивает процедуру проектирования и прохождения экспертиз. Строительство запланировано на текущий год. По Челябинску аналогичное соглашение планируется заключить в этом году. В рамках этого соглашения предполагается строительство большого сортировочного комплекса с полигоном для захоронения неутилизируемых хвостов, еще одного сортировочного комплекса меньшей производительности для южной части кластера, а также четырех мусороперегрузочных станций, в том числе двух для самого Челябинска. Ну и для всех без исключения кластеров актуально поэтапное введение раздельного сбора мусора, чтобы сортировка была максимально эффективной.

Здесь, кстати, у граждан возникает много вопросов, особенно по поводу тарифов. Они хотят знать, за что они будут платить свои деньги. Прежде всего хочу сказать, что речь идет о совершенно новой услуге. В большинстве территорий нет санкционированных полигонов и сортировки мусора. Наша задача — создать централизованную систему обращения с отходами, которая охватит все населенные пункты, вплоть до самой маленькой деревни. И естественно, что услуга по переработке мусора должна оплачиваться, плюс на текущий момент из тарифа пока не исключена плата за негативное воздействие при захоронении неутилизируемых отходов. Но я хочу подчеркнуть, что те операторы, которые будут заниматься раздельным сбором, должны будут уменьшать тариф на величину стоимости извлеченного вторсырья. То есть для снижения тарифа гражданам будет выгодно самим сортировать свои отходы, чтобы из них можно было извлечь максимум вторички.

— Каков сейчас размер платы за вывоз ТКО в Магнитогорске, где регоператор уже работает?

— Там вообще изменился подход к тарифообразованию. Раньше размер платы устанавливался из расчета на один квадратный метр жилой площади, но было решено, что гораздо разумнее и обоснованнее брать плату с гражданина. Ведь мусорят именно люди, а не квадратные метры. И сейчас ежемесячная плата за вывоз ТКО в Магнитогорске по многоквартирному жилому фонду составляет 87 рублей 50 копеек с человека. Много это или мало? Смотря с чем сравнивать. Например, в Кизильском районе, который сейчас входит в Магнитогорский кластер, платы не было вообще. А магнитогорцы платили около 27 рублей с человека в месяц. Плата выросла, но в общей структуре коммунальных платежей она все равно занимает не более половины процента.

— На сколько может снизиться тариф при раздельном сборе?

— Такую аналитику мы пока не проводили. Это нужно делать вместе с регоператорами и тарифным органом. Но наша цель — максимально вовлекать в этот процесс сортировку и вторичное использование ТКО, и мы будем всячески стимулировать к этому регоператоров.

© Совет Муниципальных Образований Челябинской области Создание и поддержка сайта: kontora74.ru