Соблюдение порядка официального опубликования НПА
Прокуратурой Челябинской области в целях участия в правотворческой деятельности органов местного самоуправления осуществляется мониторинг изменений законодательства, а также анализ судебной практики.
При оценке норм нормативного правового акта (далее – НПА) на предмет его легитимности, одним из основных вопросов остается соблюдение порядка официального опубликования НПА, поскольку именно с данной процедурой связано вступление в силу положений правовых актов и их дальнейшее применение.
Данные положения вытекают из Конституции Российской Федерации и находят свое отражение в отдельных федеральных, региональных законах, а также муниципальных НПА.
Так, оценка конституционности положений п. 6 ч. 1 ст. 44, ч. ч. 1 и 3 ст. 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дана в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 27.05.2021 № 23-П.
Судом сделан вывод, что вышеуказанные нормы закона, обязывая муниципальные образования в своих уставах определить порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных НПА, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, не предполагают вступления таких актов в силу без их официального опубликования и при этом наделяют муниципальные образования полномочием самостоятельно предусмотреть в интересах граждан наряду с порядком официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов дополнительные способы их обнародования.
Категории «опубликование» и «обнародование» не являются тождественными, в связи с чем недопустимо, чтобы нормативный правовой акт, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступил в силу после обнародования отличным от официального опубликования способом.
Также судом высказана позиция о законности опубликования НПА не
только в официальном периодическом печатном издании, но и опубликования (размещения) исключительно в официальном сетевом издании, если его использование в этих целях обеспечивает оповещение жителей муниципального образования о принятии правовых актов и ознакомление с ними. В качестве официального сетевого издания может использоваться официальный сайт муниципального образования в сети Интернет с учетом того, что действующее регулирование связывает получение статуса сетевого издания с регистрацией сайта в качестве средства массовой информации.
Конституционный Суд Российской Федерации ранее отмечал, что по смыслу статьи 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации тиражи официальных изданий, в которых публикуются нормативные правовые акты, и их распространение должны обеспечивать реальную возможность ознакомления с такими актами, не создавая неоправданных усилий по их поиску (Определение от 03.04.2007 № 171-О-П). Вместе с тем нельзя не принять во внимание, что для муниципальных образований, с учетом в том числе их многообразия, в силу объективных, в частности финансовых, причин могут быть затруднительны учреждение печатного средства массовой информации, обеспечение достаточного тиража печатного издания, где публикуются муниципальные нормативные правовые акты, а также его распространение на территории муниципального образования.
В соответствии с постановлением суда от 27.05.2021 № 23-П органы местного самоуправления обязаны не позднее чем через два года с момента вступления его в силу внести изменения в уставы муниципальных образований, сообразуясь с правовыми позициями, выраженными в указанном постановлении, и обеспечить официальное опубликование муниципальных нормативных правовых актов впредь в соответствии с ними.
В этой связи представляется необходимым проведение мониторинга положений Уставов муниципальных образований в части, касающейся порядка официального опубликования и обнародования муниципальных НПА, а также анализа складывающейся правоприменительной практики.
Кроме того, ввиду объективных изменений структуры информационного пространства, установленного двухлетнего срока в постановлении суда органам местного самоуправления надлежит принять меры к регистрации в качестве средства массовой информации официального сайта муниципального образования с целью дальнейшего указания данного сайта в Уставе муниципалитета в качестве источника официального опубликования НПА.