Slide 1 Slide 2 Slide 3
Муниципальные районы
Городские округа
WWW.SMO74.RU

О Совете
Руководящие
органы Совета

Работа совета



18.11.2020
Станислав Мошаров: «Безнадежных нет: у всех городов и районов большие перспективы»

Почему не все главы городов и районов сразу поняли, зачем в Челябинской области вводятся кураторы территорий? Какие проблемы характерны для горнозаводской и северной частей региона и что уже удалось решить? Читайте об этом и многом другом в эксклюзивном интервью «Губернии» со Станиславом Мошаровым.

Вице-губернатор Станислав Мошаров курирует территории в северной и горнозаводской зонах Челябинской области. Напомним, что на прошлой неделе своеобразные итоги года работы «полпредов губернатора» подвел Евгений Голицын, отвечающий за центральную и южную части области. Сегодня мы продолжаем тему.

Не все главы сразу оценили нововведение

 

– Станислав Иванович, главная задача, поставленная перед «полпредами губернатора», – обеспечить системное развитие муниципалитетов региона, чтобы всем жителям области независимо от места проживания были обеспечены единые социальные и коммунальные стандарты. Оценили ли в территориях такое решение?

 

– Не все сразу поняли, для чего на местах вводятся кураторы территорий. Но у глав, которые разобрались в ситуации, есть понимание, что все сделано в первую очередь им в помощь. Это для них самый короткий путь до исполнительной областной власти: и обсуждение всех проблем, которые есть в территории, и выработка решений, чтобы уже с готовыми вариантами прийти к губернатору и сократить время на их принятие. И это первая задача, поставленная перед нами. Вторая – контроль поручений губернатора в муниципалитетах. Практически все поручения касаются населения, и очень важно, чтобы они выполнялись, проблемы не замалчивались, а главы не жили спокойно от приезда до приезда главы региона. И, в-третьих, о чем уже тоже говорил мой коллега Евгений Голицын, началась разработка программ социально-экономического развития каждой территории. Этим мы занимаемся вместе с минэкономразвития области. Довести эту работу до конца немного помешала пандемия коронавируса, но мы рассчитываем это сделать уже с нового избирательного цикла, который прошел в этом году.

 

– У вас была еще одна задача, о которой особо не говорят…

 

– Выборы? Да, на Южном Урале повсеместно, кроме Челябинска и Трехгорного, состоялись выборы в органы местной власти. Произошла своего рода перезагрузка, сменились председатели Собраний депутатов. В районах «разыгрывалось» больше трех тысяч мандатов. В этот процесс кураторы территорий тоже были вовлечены, потому что уж очень много было обращений к главе региона от жителей по проблемам, в том числе в сфере бизнеса, по конфликтным ситуациям в муниципалитетах. Пришлось погружаться во все нюансы, встречаться с жителями. Глава региона поставил задачу с каждой проблемой разобраться и уже только после этого принимать решение.

 

Проблемы не сверху, а изнутри

 

– Губернатор у нас «революционный», как вам с ним работается? Он устроил настоящую «ревизию» области. В поездках предпочитает с ходу погрузиться в проблемы и посетить объекты, вызывающие опасения жителей, а не парадно-показательные. Как выполняются поручения, руководитель региона узнает не из отчетов, а от местных жителей. Привыкли ли вы к «разворотам» Алексея Текслера и тому, что он не верит на слово чиновникам?

 

– Долго привыкать не пришлось: сразу погрузился в работу. А работать с губернатором очень интересно. Во-первых, видно, что у него большой опыт работы как в федеральных органах власти, так и в муниципальных образованиях. Он видит проблему не сверху, а изнутри. Это касается многих вопросов, находящихся в ведении местных органов власти, – благоустройства, строительства, коммунальной инфраструктуры и так далее. Глава региона сразу схватывает суть проблемы и на основании своего опыта предлагает решение. При этом Алексей Леонидович всегда после обсуждения спрашивает и наше мнение, территориальных заместителей и профильных замов. Решение принимается быстро, дальше мы должны довести его до наших профильных министерств, оформить в реальную дорожную карту и двигаться по ней.

на 2 полосу берем этот МОШАРОВ фото Ковалевой DSC_3014.jpgГлавное во всех рабочих поездках губернатора и его помощников: общение с жителями. О проблемах узнают от них, а не от чиновников. Станислав Мошаров – слева от Алексея Текслера. 

– Многие решения губернатора принимались на местах, во время выездов. Что-то вас удивило?

 

– В этом году действительно было много поездок и принятых на местах решений. Были удивлены, когда видели, что во многих территориях десятилетиями строится какой-нибудь физкультурно-оздоровительный комплекс и, находясь в состоянии 75–80 процентов готовности, законсервирован. Решение о его достройке жители ждут годами. Так, например, было в Кусе или Нязепетровске. Или взять инфраструктурные проекты – сейчас идет большая работа с федеральными программами. Задача муниципалитета – сделать качественный проект, задача профильных министерств – попасть с этим проектом в федеральную программу. И такая работа началась по многим объектам. На региональном уровне принято решение об увеличении в два раза финансирования важнейших направлений – строительства и реконструкции дорог, газификации.

 

Жители видят, как выполняются поручения

– Руководители муниципалитетов рассказали «Губернии», что в последнее время отношение власти к районам и малым городам действительно поменялось: внимание и деньги «развернули» к людям. «Раньше то миллион дадут, то вообще ничего…» – комментировали главы районов. Теперь не так. По-вашему, почувствовали ли это простые жители?

 

– Общаясь с жителями, видно, что у них есть доверие губернатору. Люди видят, что поручения, которые он дает, выполняются. За этот год многое удалось воплотить в жизнь. Но на решение крупных задач, конечно, нужно чуть больше времени.

 

– Как считаете, чем отличается ваша группа территорий от группы, которую курирует Евгений Голицын?

 

– Это абсолютно разные территории. Север –  это все наши крупные города, например Златоуст и Миасс, вся горнозаводская зона, большие районы вокруг Челябинска – Сосновский, Красноармейский, промышленные территории на севере области. Южные территории больше сельскохозяйственные. Специфика абсолютно разная, но, тем не менее, проблемы иногда очень похожи и есть общие решения. С Евгением Викторовичем мы работаем не автономно, а в полном контакте, обмениваемся информацией и подходами.

 

Топ-5 проблем северных муниципалитетов

– Назовите топ-5 самых важных проблем южноуральских муниципалитетов по вашей версии.

 

– Во-первых, изношенная инфраструктура. В основном это касается водоснабжения и теплоснабжения – неэффективных котельных, например. Так, заводская котельная в Златоусте работает неэффективно, возникают убытки, но она многие годы функционирует. Была поставлена задача решить этот вопрос». 

Во-вторых, недостаточная материальная база сферы здравоохранения – одна из больших проблем во многих территориях. В регионе в свое время увлеклись оптимизацией. Это особенно видно сейчас в это непростое время, когда медицинская помощь жителям требуется совсем уже в другом виде. 

В-третьих – дороги оставляют желать лучшего. Не зря Алексей Текслер увеличивал дотации для муниципальных образований. 

В-четвертых – газоснабжение. Есть территории, которые системно занимались этими вопросами, у них они давно решены, а есть реально отстающие. 

В-пятых, нехватка социальных объектов. Многие из них, как я уже говорил, были начаты, но не доведены до конца, в большей части это касается спортивных. Недостаточное количество учреждений культуры, практически везде мы видим, что есть потребность в дополнительных занятиях и в культурных мероприятиях. А ведь по большому счету из-за того, что некуда пойти вечером, нет кинотеатров, спортзалов, некоторые молодые люди и уезжают из родных поселков и городов, хотя говорят, что любят то место, где родились и остались бы, если было бы чем занять свой досуг. 

И еще на одну проблему хочу обратить внимание – проблему общения некоторых руководителей органов местного самоуправления с жителями. Многим главам и их заместителям таких коммуникаций не хватает. Простой вопрос можно решить через общение с жителями. Один из главных советов главам – больше общаться с людьми. Как только глава начинает общаться и понимать проблему, у него появляются и возможности ее решить. А сейчас благодаря территориальным заместителям с каждой проблемой можно выйти на нас, обсудить все и обратиться за помощью, за принятием какого-то управленческого решения.

Многие вопросы сдвинулись с мертвой точки

 

– Быстро ли решаются проблемы в разных территориях? Приведите, пожалуйста, примеры.

 

– Могу сказать, что с мертвой точки сдвинулись многие вопросы, которые стояли годами. Многое удается сделать за счет реализации национальных проектов. Это большое подспорье для строительства и реконструкции школ, детских садов, объектов здравоохранения, спорта и культуры. Или возьмем, например, проблемы водоснабжения. Сейчас мы занимаемся вопросом реконструкции очистных сооружений в Озерске. Проект попал в федеральную программу «Чистая вода». Такие же проблемы по реконструкции водоснабжения и водоотведения будут решены в Карабаше и Нязепетровске. Или – расселение из ветхо-аварийного жилья. К примеру, в Верхнем Уфалее более 30 лет не расселялось и не строилось ни одного дома, а в этом году закончили строительство трех домов для переселенцев. По этой же программе строятся дома в Юрюзани. Выделены деньги для Аргаяшского района и Усть-Катава. Возобновили строительство ФОКов в Нязепетровске и Кусе, ведется ремонт больниц в Кунашакском районе и Верхнем Уфалее. Думаю, что в ближайшее время мы получим конкретный результат той работы, которую начал губернатор Алексей Леонидович Текслер. Результат в виде сданных объектов – стадионов, отремонтированных больниц, домов культуры и библиотек, новых спортивных залов, реконструкции систем водоснабжения, приведению в порядок дорог.

– Можете назвать самые проблемные и самые не проблемные города и районы из вашего «куста»? Может быть, как-то для себя вы поделили муниципалитеты по группам?

 

– Я родился и всю жизнь прожил в Челябинске и, как мне казалось, знаю свою область досконально. Но сейчас открыл для себя по-новому наш регион и, конечно, вижу, какие у нас имеются возможности для развития. Каждый район, муниципальное образование не похожи друг на друга, у каждого есть и проблемы, и преимущества. Многое зависит от того, как местная власть работает на местах, как она общается с жителями, насколько понимает и слышит их проблемы, может ли донести их до областного правительства. Но не стал бы никого выделять, делить территории на проблемные и не проблемные. Просто нужно системно решать проблемы, которые есть в территориях, не закрываться от них, не прятаться и не отмалчиваться.  

© Совет Муниципальных Образований Челябинской области Создание и поддержка сайта: kontora74.ru