Slide 1 Slide 2 Slide 3
Муниципальные районы
Городские округа
WWW.SMO74.RU

О Совете
Руководящие
органы Совета

Работа совета
Правовая база



Обучение
семинары,
тренинги,
круглые
столы

Ближайшие семинары:


Челябинский филиал Петербургского энергетического института повышения квалификации:

«Депутатский минимум», г. Челябинск курс повышения квалификации «Инженерно-технический, экономический и организационно-правовой минимум для руководителей, специалистов и активистов местного самоуправления»

Межрегиональный учебно-консультационный центр "Лидер", в г. Челябинск, семинар:

"Центр инноваций муниципальных образований", г. Москва

12-13 апр. 2018г, г. Москва
«Принятые с декабря 2017г. и ожидаемые (в большом количестве) новации законодательства в сфере жкх отношений. Механизмы совершенствования управления МКД, частично компенсирующие нестабильность законодательства»

5-6 апр. 2018г, г. Москва
«Реализация органами местного самоуправления земельной и градостроительной политики в условиях обновленных на начало 2018 года требований федерального законодательства»

Подать заявку>>>




20.06.2019
Куприкова Яна Анатольевна
Исполняющий обязанности первого заместителя министра

О реализации новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Челябинской области

Мы неоднократно обсуждали реализацию в Челябинской области новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами. Сегодня можно подвести определенные итоги работы, которую мы планомерно ведем с 2016 года.

1 января 2019 года завершился основной этап реформы в сфере обращения с ТКО, приступили к работе региональные операторы, в каждом населенном пункте жители начали получать новую коммунальную услугу – услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. И от нас с вами зависит, насколько качественной будет эта услуга и насколько значимыми будут перемены в отрасли обращения с коммунальными отходами.

 

Слайд про терсхему

Основным документом, определяющим развитие системы обращения с твердыми коммунальными отходами является территориальная схема обращения с отходами.

Это «инструкция» для работы региональных операторов, которая определяет зоны деятельности, указывает источники образования коммунальных отходов, места их накопления (контейнерные площадки) и конечные объекты обращения с такими отходами (мусоросортировочные комплексы, полигоны).

Также терсхемой определены перспективные объекты обращения с коммунальными отходами, источники и объемы инвестиций на их создание.

В сентябре 2019 года Правительством РФ внесены изменения в порядок разработки, корректировки и утверждения территориальных схем. Территориальная схема была приведена в соответствие с указанным порядком, проведены обязательные общественные обсуждения, получены заключения от всех согласующих министерств и ведомств (Минстрой РФ, Минприроды РФ, Минтарифов Челябинской области, Управления Росприроднадзора по Челябинской области), также были рассмотрены замечания и предложения всех заинтересованных лиц (регоператоров, общественных организаций, граждан).

В результате 24 декабря 2018 года терсхема утверждена в новой редакции, опубликована на официальном сайте Министерства и в официальном источнике – газете «Южноуральская панорама».

К сожалению, соответствие территориальной схемы нормам законодательства пришлось также подтверждать решением Челябинского областного суда, в котором по иску граждан рассматривался иск о признании терсхемы недействительной.

 

 

 

Слайд про перечень объектов размещения ТКО

С началом реформы обращения с ТКО во всех регионах России, в том числе и в Челябинской области, выявлена острая нехватка объектов обращения с ТКО, соответствующих требованиям законодательства.

В связи с этим внесены изменения в федеральное законодательство, предусматривающие временную возможность использования свалок для размещения твердых коммунальных отходов до 01.01.2023 года. Для этого субъектами Российской Федерации должны быть сформированы Перечни объектов размещения ТКО – списки площадок, на которых разрешено размещать коммунальные отходы.

Месяц назад, в мае 2019 года определены требования к таким свалкам: они не должны находится в границах населенного пункта, лесопарковых, водоохранных зон, ООПТ, приаэродромной территории. Объект должен располагаться на расстоянии не менее 500 м. от жилой застройки, зон рекреации и садоводческих территорий. Обязательно наличие ограждения, шлагбаума, контрольно-дезинфицирующей установки, а также программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.

Нами проанализированы существующие свалки ТКО на предмет соблюдения таких требований. Определен предварительный список таких свалок: это свалки в г. Магнитогорске, Миассе, Озерске, Усть-Катаве. В адрес глав этих территорий направлены запросы о необходимости подготовки соответствующих документов и заявлений о включении свалок в перечень. Далее эти заявления будут направлены в Минприроды России, органы Росприроднадзора проведут оценку таких свалок, и, в случае положительного заключения Минприроды России, эти свалки будут включены Минэкологии Челябинской области в перечень объектов размещения ТКО Челябинской области, что будет основанием для включения свалок в территориальную схему.

Поэтому, главам перечисленных территорий необходимо активизировать работу по подготовке соответствующих документов. Без Вашей инициативы нельзя начать работу по узакониванию площадок.

 

Слайд про существующие полигоны

За период легитимного использования свалок (до 01.01.2023 г.) должны быть увеличены мощности полигонов ТКО и мусоросортировочных комплексов.

Для этого предусмотрено строительство нового полигона в Магнитогорске (по концессионному соглашению), а также использование ёмкости уже существующих полигонов: в п. Полетаево Сосновского района и в г. Сатка.

Для обеспечения строительства полигона в Магнитогорске концессионером разработана проектная документация, получены заключения государственных экспертиз, построена подъездная дорога к полигону, получено разрешение на строительство. К строительству планируется приступить во втором полугодии текущего года.

Полигон в Полетаево

 

На сегодняшний день этот полигон является основным для размещения коммунальных отходов в Челябинском кластере.

Полигон ТБО в п. Полетаево (1 очередь) построен в 2014 году. В настоящее время 1 карта емкостью 260,0 тыс.тонн практически заполнена. Завершено строительство 2 карты полигона емкостью 330,0 тыс.тонн. С учетом количества ТКО, ежедневно поступающих на полигон, срок эксплуатации 2 карты — около 7 мес.

Выполнен проект по увеличению мощности и емкости 3 карты полигона. Получено положительное заключение государственной экологической экспертизы на проект. В итоге реализации емкость 3 карты будет составлять 4 000,0 тыс. тонн.

Полигон в Сатке

На сегодняшний день этот полигон является основным для размещения коммунальных отходов в Горном кластере.

1 очередь полигона в Сатке построена в 2011 года с привлечением средств областного бюджета.

В настоящее время емкость 1 очереди практически заполнена. С 2018 года за счет средств областного бюджета ведется проектирование 2 и 3 очередей полигона, которое планируется завершить к концу 2019 года. С 2020 года будет начато строительство этих очередей.

 

Слайд про сортировки

В 2018 году Челябинской областью получены средства экологического сбора, предоставляемого регионам в виде субсидии из федерального бюджета в размере 113 404,9 тыс. рублей, на условиях регионального софинансирования в размере 26 600,9 тыс. рублей.

Все средства направлены на создание сортировочных мощностей на действующих полигонах ТКО, которые не имели пунктов сортировки поступающих ТКО. Сортировочный комплекс на полигоне в Карабаше уже создан, принят в областную казну. Сейчас идет процедура передачи сортировки в аренду эксплуатирующей организации.

Сортировочный комплекс в г. Снежинске также уже смонтирован. Идет приемка работ.

Создание сортировки в г. Сатка планируется завершить в 2019 году.

Общая мощность всех перечисленных сортировок составляет не менее 120 тыс.тонн/год.

 

Слайд про контейнеры

На сегодняшний день в Челябинской области расположено 9 867 контейнерных площадок, на которых установлено около 28 тыс. контейнеров. Исходя из количества жителей и установленных норм накопления ТКО, существующее количество контейнерных площадок и контейнеров покрывает лишь 65 % от необходимой потребности.

 

 

 

Полномочиями по созданию и содержанию контейнерных площадок наделены органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Бюджеты многих территорий являются дотационными. В связи с этим, принято решение о направлении в муниципалитеты средств областного бюджета на приобретение контейнеров. Областным бюджетом на 2019 год предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 100,0 млн. рублей. Внесены соответствующие изменения в государственную программу «Охрана окружающей среды».

Разработан максимально упрощенный Порядок предоставления межбюджетных трансфертов, которым определены основные требования к заявке муниципалитетов, сроки ее подачи (до 1 июля 2019 г.), а также показатели эффективности предоставления трансфертов.

 

Слайд про распределение и отсутствующих на ВКС

7 июня 2019 г. Министерством организовано совещание в форме видеоконференцсвязи с муниципалитетами по вопросам предоставления иных межбюджетных трансфертов. На селекторе присутствовали представители 35 муниципалитетов.

Для оперативного решения вопросов, связанных с предоставлением межбюджетных трансфертов и приобретением контейнеров Министерством экологии создан чат (в мессенджере watsapp) с участием ответственных лиц от органов местного самоуправления. Еще раз прошу глав взять на особый контроль полную и своевременную подготовку заявок на субсидии.

 

Слайд про типовую контейнерную площадку

Уважаемые главы, мы не раз обращали ваше внимание, что с 01.01.2019 полномочия по созданию и содержанию контейнерных площадок – ваши. Население судит о целесообразности новой реформы ТКО, об эффективности ее реализации исходя из того, с чем непосредственно сталкиваются каждый день – по состоянию контейнерных площадок. Зачастую это состояние оставляет желать лучшего, во многих территориях контейнерных площадок и вовсе нет. По поручению Губернатора Министерством определен единый вид контейнерной площадки (на слайде).

В соответствии с законодательством контейнерные площадки должны иметь ограждение, водонепроницаемое покрытие, крышу (в случае, если расположенные на ней контейнеры не имеют крышек). Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Необходимо обеспечить сортировку ТКО на 3 контейнера:

- красный для вторичного сырья (текстиль, бумага, стекло, пластик и другие виды вторичного сырья);

- серый для пищевых, растительных и неутилизируемых отходов;

- оранжевый для опасных отходов (батареек, ртутьсодержащих отходов).

Кроме этого, на контейнерной площадке необходимо предусмотреть место для сбора крупногабаритных отходов (мебели, бытовой техники и др).

 

Ориентировочная стоимость такой контейнерной площадки 92,3 тыс.рублей.

Предлагаю при реализации полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО руководствоваться приведённым единым видом контейнерной площадки.

 

Слайд про рекультивацию свалки

Создавая новые, безопасные объекты обращения с ТКО, необходимо принимать меры по закрытию и рекультивации объектов, не соответствующих требованиям законодательства.

В первую очередь, это ликвидация свалок в черте населенных пунктов. Начали с самых масштабных свалок – в Челябинске и Магнитогорске.

По Челябинской свалке единым подрядчиком ФГУП «РосРАО» уже ведутся работы по проектированию рекультивации.

Стоимость проекта по рекультивации свалки более 88 млн.рублей. Работы ведутся за счет средств областного и местного бюджетов.

По итогам совещания в Челябинске под председательством Министра Минприроды России Д.Н. Кобылкина 19.04.2019 г. поручено ФГУП «РосРАО» приступить к выполнению работ по рекультивации Челябинской свалки в срок до 01.09.2019 г.

Ориентировочная стоимость работ по рекультивации свалки 3,8 млрд.рублей

По Магнитогорской свалке завершены инженерные изыскания территории свалки, получено положительное заключение государственной экспертизы на результаты этих изысканий. Работы велись за счет средств областного и местного бюджетов. После закрытия свалки начнется проектирование, а затем и непосредственно рекультивация. На эти работы также планируем привлечь средства федерального бюджета.

 

Также в 2020 года планируется приступить к рекультивации свалок в черте населенных пунктов в Златоусте, Троицке, Озерске, Миассе, Верхнем Уфалее. Указанными муниципалитетами поданы заявки на предоставление субсидии из областного бюджета в 2020 году на проектирование рекультивации этих свалок.

Главы указанных территорий, обратите внимание на то, что при формировании бюджета на 2020 год Вам необходимо предусмотреть средства на выполнение работ по проектированию рекультивации свалок в размере не менее 5 % от стоимость работ. Это обязательное условие предоставления субсидии из областного бюджета. Соответствующее мероприятие необходимо предусмотреть в муниципальных программах и до 20 января 2020 года предоставить подтверждающие документы (выписки из бюджета и копии муниципальных программ) В ином случае в предоставлении субсидии вам будет отказано.

 

 

 

Итак, что реализация новой системы обращения с ТКО в Челябинской области – это совместная работа региональных властей, региональных операторов, муниципалитетов, направленная на перестройку безопасного обращения с ТКО на всех этапах – от сбора в контейнеры до отбора из ТКО полезных фракций, направления их на переработку и захоронения «хвостов» ТКО, непригодных для повторного использования, а основной показатель этой работы - мнение нашего населения.

© Совет муниципальных образований Челябинской области Создание и поддержка сайта: kontora74.ru