Slide 1 Slide 2 Slide 3
Муниципальные районы
Городские округа
WWW.SMO74.RU

О Совете
Руководящие
органы Совета

Работа совета



18.04.2019
Что произошло с вывозом мусора в Челябинской области за четыре месяца работы регоператоров

«Мы погрязли в мусоре и в этой проблеме», — начала в среду, 17 апреля, заседание экспертного совета по проблемам вывоза твердых коммунальных отходов руководитель УФАС по Челябинской области Анна Козлова. Проблема, по мнению собравшихся, два часа высказывавших претензии и задававших вопросы директору Центра коммунального сервиса Алексею Бубнову, кроется как в несовершенстве законодательства, так и в конкретных огрехах работы компании-регоператора. Основные проблемы —нелегальные свалки и начисление платежей населению. 

Это наше, это не наше

Ликвидация несанкционированных свалок мусора силами регоператора — одна из первых проблем, которую подняли на совещании в челябинском УФАС. По мнению заместителя руководителя антимонопольного ведомства Елены Рысевой, вопрос в том, что на сегодня непонятно — кто и как должен убирать незаконные свалки на землях, которые не разграничены, и, самое главное, кто должен платить за эту уборку. А таких свалок очень много. Минприроды России говорит, что вопрос должны решать сами муниципалитеты, на территории которых складируется мусор. Заниматься этим должен регоператор, но непонятно до конца, из чего может складываться цена вывоза, которую в данном случае не тарифицируют.

— Нас заинтересовал вопрос о монопольно высокой цене, которую придется рассматривать в отношении каждой кучи мусора, — сказала Елена Рысева. — ФАС России считает, что регоператор должен обращаться в правительство РФ по этому вопросу. Однозначных ответов ни у кого пока нет. Убирать должен регоператор — это факт. Но есть жалобы, что убирают не везде.

Фактически сегодня на Южном Урале сложилась ситуация, когда незаконные свалки либо не убирают совсем, либо убирают, когда, например, муниципалитету на это укажет надзорное ведомство. 

Стихийные свалки появляются с завидной регулярностью Александр Дыбин / Znak.com

В ответ на это директор ООО «ЦКС» (регоператор в трех из пяти кластеров) Алексей Бубнов возразил, что они зачастую просто не понимают, какие из свалок им убирать, а какие нет.

— А какие свалки наши? Если это несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов — то это наши свалки, если это строительный мусор — не наши и убирать мы их не должны, — заявил Бубнов. — У нас несколько видов несанкционированных свалок, и мы за то, чтобы разграничить ответственность. Хочется, чтобы у всех было четкое понимание.

— Я с вами согласна. База размыта. Четких механизмов нет, — отметила Елена Рысева.

И. о. первого заместителя министра экологии области Ирина Харина привела пример бардака в этой сфере из собственного опыта: «Я живу на северо-западе Челябинска, и у нас весь лес завален мелкими свалками строительного мусора. Их должны убирать, но не убирают. Это и есть несанкционированные свалки».

И. о. заместителя министра строительства региона Иван Белавкин в ответ на это возмутился, что в городе идет череда субботников, санитарная обрезка деревьев, и от жителей поступают кучи жалоб на то, что ЦКС, убирая мусор, забирает только мешки с мусором, а все обрезки деревьев оставляет.

— Обрезка деревьев и мешки от субботников — это не ТКО, и это не тарифицируется, — парировал Алексей Бубнов. — Регоператор не отвечает за вывоз мусора после субботников (Ирина Харина подтвердила его слова — прим. ред.). Другое дело, что у нас все подряд, в том числе мусор после субботников, складируют на контейнерные площадки, которые мы должны убирать. В итоге объем вывоза мусора за последний месяц увеличился на 40%. И это нам никто не оплатит.

Ирина Харина здесь отметила, что из-за мешков после субботников, заполонивших мусорные баки, людям действительно некуда складывать бытовые отходы. Здесь больше вопросов к управляющим компаниям, которые проводят субботники, но не заключают договоры на вывоз мусора из дворов после них, а складывают все в контейнеры, не желая платить за дополнительные услуги — вывоз и утилизацию собранных листвы и веток. Сжигать их нельзя.

Кто-то из участников вспомнил магнитогорский опыт, когда во время субботников складирование мусора на городском полигоне делали бесплатным. Все сошлись во мнении, что это была неплохая практика, но от нее давно отказались, так как это невыгодно.

— Очень много пробелов в законодательстве. Что муниципалитетам делать? Пока непонятно, — резюмировала Ирина Харина.

Заоблачные показатели

Вторая проблема — наиболее актуальная из всех, связанных с вывозом мусора, — начисления жителям. Признают нерешаемость вопроса все стороны — и ЦКС, и контрольно-надзорные органы. Только смотрят на это все со своих позиций, а потому договориться не могут. ЦКС считает, что они недобирают из-за неразберихи с количеством жильцов, а сами жители, ФАС и ГЖИ — что регоператоры явно перебарщивают с начислениями.

— Основная проблема — механизм сбора платежей, так как регоператор не обладает правом запрашивать персональные данные, — говорит Алексей Бубнов. — Мы даже взыскать долг через суд из-за этого не можем.

Когда устанавливали тариф для населения, проводили опрос о том, как начислять: по квадратным метрам или по количеству жильцов. Решили, что более справедливым будет по количеству жильцов. По факту мы сейчас получаем необъективные данные.

 У нас в тариф заложено право поквартирного обхода для уточнения данных, но это нереально. Были бы начисления по старой схеме — по квадратным метрам —  проблемы бы не было.

— Нас закидали жалобами на высокие начисления. Больше 40 жалоб поступило. Я скажу сразу: мы готовим вам предупреждение о недопустимости такой работы, и 22 апреля вам его внесем, — сказала в ответ Бубнову Елена Рысева. — Вы идете на рекорды: счет выставляете на 12-15 человек. Есть случаи, когда выставили даже на людей, которые давно умерли. Это нужно убирать. У вас просто заоблачные показатели. Вы берете трех собственников и всем трем собственникам выставляете счет — по пять проживающих каждому. Итого всего на 15 человек!.

— Возможно, были какие-то сбои…

— Берите данные у ваших коллег-ресурсников: МРСК, УСТЭК. У них же есть актуальные базы жильцов. 

— Вы сами сказали, что у вас в тарифе заложен поквартирный обход, так ходите и уточняйте, — отметил один из участников.

— Мы запустили опрос. У нас был шквал звонков. Люди говорят, что звонишь в ЦКС за перерасчетом, а там предлагают принести домовую книгу, собрать справки. Не надо так с людьми, особенно с незащищенными категориями, давайте как-то более цивилизованно работать, — отметила начальник отдела проверки обоснованности платежей за жилищно-коммунальные услуги ГУ «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» Екатерина Трунова. — Вам не стоит забывать, что обращение с ТКО теперь — это коммунальная услуга, и вы можете в договоре с управляющей компанией прописать, чтобы они давали вам актуальный список жильцов.

Директор ЦКС Алексей Бубнов Наиль Фаттахов / Znak.com

— Но у нас все проблемы там, где нет управляющих компаний, и в частном секторе, — сказал Бубнов.

— Наши данные говорят об обратном, — резюмировала Трунова.

В результате к какому-то консенсусу стороны так и не пришли. Алексей Бубнов лишь рассказал, что собираемость платежей в Магнитогорске у ЦКС составляет 75%, в Карабаше — 43%, в Челябинске — 53-55%.

Марина Малкова, Znak.com

© Совет Муниципальных Образований Челябинской области Создание и поддержка сайта: kontora74.ru