Slide 1 Slide 2 Slide 3
Муниципальные районы
Городские округа
WWW.SMO74.RU

О Совете
Руководящие
органы Совета

Работа совета
Правовая база



Обучение
семинары,
тренинги,
круглые
столы

Ближайшие семинары:


Челябинский филиал Петербургского энергетического института повышения квалификации:

«Депутатский минимум», г. Челябинск курс повышения квалификации «Инженерно-технический, экономический и организационно-правовой минимум для руководителей, специалистов и активистов местного самоуправления»

Межрегиональный учебно-консультационный центр "Лидер", в г. Челябинск, семинар:

"Центр инноваций муниципальных образований", г. Москва

12-13 апр. 2018г, г. Москва
«Принятые с декабря 2017г. и ожидаемые (в большом количестве) новации законодательства в сфере жкх отношений. Механизмы совершенствования управления МКД, частично компенсирующие нестабильность законодательства»

5-6 апр. 2018г, г. Москва
«Реализация органами местного самоуправления земельной и градостроительной политики в условиях обновленных на начало 2018 года требований федерального законодательства»

Подать заявку>>>




22.10.2018
Лихачев Сергей Федорович
Министр экологии Челябинской области

«О реализации новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Челябинской области»

 

СЛАЙД 1 Мы неоднократно обсуждали с Вами реализацию в Челябинской области новой системы обращения с отходами. Сегодня уже можно подвести определенные итоги той работы, которую мы планомерно ведем с 2016 года, поскольку «не за горами» 1 января 2019 года – срок, к которому каждый житель должен получать новую качественную коммунальную услугу по обращению с коммунальными отходами.

Слайд 2

С 2016 года деятельность по организации цивилизованного обращения с коммунальными отходами была отнесена к приоритетам государственной политики в сфере охраны окружающей среды. Условно переход к такому цивилизованному обращению с ТКО в Челябинской области можно разделить на 3 этапа:

1 этап: разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами Челябинской области

2 этап: завершение конкурсных отборов региональных операторов по обращению с ТКО на территории всей Челябинской области.

3 этап: установление новых тарифов в сфере обращения с ТКО;

Одновременно с реализацией каждого из этапов организуются работы по созданию новых объектов обращения с отходами, соответствующих требованиям действующего законодательства.

Слайд 3

Территориальная схема обращения с отходами Челябинской области утверждена в 2016 году и предусматривает деление Челябинской области на 5 кластеров, в каждой из которых будут работать региональные операторы.

За 2017 год территориальная схема претерпела ряд изменений и корректировок по рекомендациям Росприроднадзора РФ (это учет данных норм накопления ТКО по итогам выполненных натурных замеров, это внесение в терсхему объектов образования медицинских и биоотходов, а также объектов утилизации и переработки, это определение необходимых капиталозатрат на создание новой системы обращения с отходами и расчет прогнозного тарифа на услугу по обращению с ТКО). В июне 2018 года откорректированная терсхема  после  общественного обсуждения на площадке общественной палаты Челябинской области, утверждена в новой редакции, соответствующей требованиям законодательства. 

Слайд 4

В первом квартале 2018 года мы закончили 2-ой этап перехода к новой системе обращения с ТКО  — определение региональных операторов в каждом кластере.

К исполнению обязательств регионального оператора в полном объеме приступил только региональный оператор в Магнитогорском кластере с утвержденным тарифом, для жителей многоквартирных домов (МКД) - 77,30 руб/чел. в месяц, для жителей индивидуальных домов (ИЖС) — 59,67 руб/чел в месяц.

Остальными региональными операторами в настоящее время ведутся работы по получению единого тарифа регоператора от тарифного органа, инвентаризации несанкционированных свалок, источников образования ТКО, контейнерных площадок, направлению уведомлений о необходимости заключения договоров. Все региональные операторы согласно закону должны приступить к работе не позднее 01.01.2019 года.

Для информирования общественности о новой системе обращения с ТКО предлагаю всем главам организовывать совместно с региональным оператором встречи с жителями, советами депутатов, чтобы подготовить жителей к изменению тарифов и обязанности оплаты новой коммунальной услуги.

 

Слайд 5

Один из этапов организации новой реформы с ТКО – постепенный переход к раздельному сбору ТКО. Внедрение раздельного сбора ТКО должно быть обеспечено региональным оператором.

На начальном этапе целесообразно разделение всех коммунальных отходов на 2 контейнера: серый – для сбора органических отходов, и красные – для сбора отходов, которые могут быть повторно использованы (бумага, пластик, металл, стекло). Отдельно необходимо организовать раздельный сбор опасных компонентов ТКО – батареек и ртутных ламп.

В 2017-2018 году за счет средств областного бюджета приобретено 77 контейнеров для накопления опасных отходов — батареек и ртутных ламп и более 1000 контейнеров, разной цветовой индикации для организации раздельного сбора ТКО (на сумму около 10 млн рублей). Эти контейнеры в настоящее время передаются из областной казны в муниципальную.

(всего приобретено 1107 контейнеров:

280 пластиковых контейнеров — для Челябинска,

300 металлических — для Кыштымского кластера

527 металлических — для Магнитогорского кластера)

 

Слайд 6

Но организация региональным оператором контейнерного сбора ТКО невозможна без оборудованных контейнерных площадок. Особенно это касается территории сельских населенных пунктов, ранее не обеспеченных централизованным сбором ТКО.

Уважаемые главы, обратите внимание, что с 01.01.2019 полномочия по созданию и содержанию контейнерных площадок – ваши. Вам необходимо уже сейчас планировать средства местного бюджета на исполнение указанных полномочий, провести ревизию существующих контейнерных площадок, составить реестр. Создание полигонов, МСК, МПС это очень важно, но жители этого не видят, они судят о целесообразности новой реформы ТКО, об эффективности ее реализации исходя из того, с чем непосредственно сталкиваются каждый день – по состоянию контейнерных площадок. Зачастую это состояние оставляет желать лучшего, во многих территориях контейнерных площадок и вовсе нет. По поручению Губернатора нами были разработаны типовые контейнерные площадки (представлены на слайде). Определена их ориентировочная стоимость.

1) контейнерная площадка с твердым покрытием, бетонным ограждением с трех сторон, закрывающимся металлическим коробом (шкафом), вмещающим 1 пластиковый контейнер емкостью 1,1 куб.м. Преимуществе такого типа контейнерной площадки в отсутствии доступа к ТКО для животных, крыс, птиц. Ориентировочная стоимость создания 1 контейнерной площадки, рассчитанной на установку 2 контейнеров общей емкостью 2,2 куб.м, составляет 127,56 тыс. рублей;

2) контейнерная площадка с твердым покрытием, ограждением из профлиста с трех сторон. Ориентировочная стоимость создания 1 контейнерной площадки, рассчитанной на установку 2 контейнеров общей емкостью 2,2 куб.м, составляет 36,0 тыс. рублей.

 Всю дополнительную информацию вы можете получить в Министерстве.

Уважаемые Главы, вам необходимо совместно с региональными операторами определить необходимое количество контейнерных площадок, место их расположения и начать работы по созданию таких площадок.

 

Слайд 7

В настоящее время региональные операторы определились с будущими транспортировщиками ТКО практически на всех территориях. Результаты вы видите на слайде, а также провели  инвентаризацию контейнерных площадок и контейнеров.

Для транспортирования ТКО в Магнитогорском кластере (10 МО) привлечено 4 оператора и 62 единицы мусоровозов, в том числе 35 мусоровозов – собственная техника РО – ООО ЦКС, который также выступает в качестве транспортировщика ТКО в Магнитогорске.

Для транспортирования ТКО в Карабашском кластере (7 МО) планируется привлечь 2 сторонних оператора и более 30 единиц мусоровозной техники, в том числе собственная техника РО – ООО ЦКС», который также будет выступать в качестве транспортировщика ТКО в Карабаше и Миассе.

Для транспортирования ТКО в Кыштымском кластере (7 МО) планируется привлечь 7 операторов и 67 единиц мусоровозной техники. Самостоятельно вывоз ТКО РО (ООО «Спецсервис») не планирует.

Для транспортирования ТКО в Горном кластере (5 МО) планируется привлечь 11 операторов и 47 единиц мусоровозной техники. Самостоятельно вывоз ТКО РО (МУП «Комритсервис») не планирует.

Слайд 8 

В Челябинском кластере транспортировщики определены еще не во всех территориях. Региональный оператор определяет транспортировщиков по результатам торгов по группам муниципальных образований. В настоящее время не по всем территориями известны результаты торгов. В том числе не завершен аукцион по определению транспортировщиков в г. Челябинске.

 

Уважаемые Главы, вполне возможно, что те транспортировщики, которые сейчас работают в территориях, не будут задействованы в работе с региональным оператором. Вам необходимо определить принадлежность существующих контейнеров и в случае, если незадействованный в работе с регоператором транспортировщик уйдет со своими контейнерами – оперативно решать вопрос по установке дополнительных контейнеров.

Основная работа регоператора будет связана с перенаправлением потоков ТКО на объекты, предусмотренные терсхемой. В настоящее время практически в каждом населенном пункте есть свалки, на которые вывозят отходы, как самостоятельно население, так и транспортные компании. Для вывоза отходов на новые объекты изменится плечо вывоза, необходимо скорректировать график, чтобы избежать ситуации с переполненными контейнерами.

Слайд 9

По тем свалкам, которые не задействованы в новой схеме обращения с ТКО необходимо принимать меры по закрытию и рекультивации. Ответственность за это лежит на руководителях муниципалитетов. Президент РФ в майском указе 2018 года поставил задачу ликвидации всех свалок в границах городов к 2024 году. До того, как свалка будет рекультивирована необходимо осуществлять мероприятия по поддержанию ее в безопасном для ОС состоянии – обеспечивать контроль и своевременное тушение пожаров, предотвратить проход населения на свалку.

В первую очередь мы приступили к ликвидации свалок в черте населенных пунктов. Начали – с самых масштабных свалок – в Челябинске и Магнитогорске.

Непосредственно рекультивацию планируется выполнить с привлечением средств федерального бюджета.  Правительством Челябинской области совместно с Минприроды России подготовлены материалы по определению единственного исполнителя работ по проектированию и рекультивации Челябинской свалки. Определение единственного исполнителя позволит сократить сроки подготовки проектно-сметной документации на 60 дней, исключить риск выбора недобросовестного подрядчика и приступить к работам по рекультивации в 2019 году.

13 сентября 2018 года Минприроды России внесло в Правительство Российской Федерации проект доклада Президенту об определении единственного исполнителя работ по проектированию и рекультивации Челябинской свалки.

Вчера, 15.10.2018 по поручению заместителя председателя Правительства РФ (Гордеева А.В.) нами совместно с Минприроды РФ доработаны материалы обоснования единственного исполнителя (уточнены сроки и стоимость работ, которые заявляют организации — потенциальные исполнители для проектирования и рекультивации свалки).

Весь пакет документов по определению единственного исполнителя по проектированию и рекультивации Челябинской свалки находится в Правительстве Челябинской области.

 

В 2018 году майским указом Президента поручено в срок до 2024 года ликвидировать все свалки в границах городов. Всего по информации муниципалитетов мы определили 26 таких свалок. В 2019 году из областного бюджета планируется предоставить субсидию 6 муниципальным образованиям, тем кто подал соответствующую заявку. Это дополнительно, помимо субсидии Челябинску и Магнитогорску, в которых работы по рекультивации свалок ведутся уже с 2017 года (Озерск, Троицк, Златоуст, Верхний Уфалей, Карталинский и Аргаяшский районы).

Главы указанных территорий, обратите внимание на то, что при формировании бюджета на 2019 год Вам необходимо предусмотреть средства на выполнение работ по проектированию рекультивации свалок в размере не менее 5 % от стоимость работ. Это обязательное условие предоставления субсидии из областного бюджета. Соответствующее мероприятие необходимо предусмотреть в муниципальных программах. В случае, если до 20 января 2019 года Вами не буду предоставлены подтверждающие документы (выписки из бюджета и копии муниципальных программ) в предоставлении субсидии вам будет отказано.

 

Ну и напоследок – о несанкционированных свалках. Сейчас многие главы прекратили все работы по ликвидации несанкционированных свалок. В надежде на то, что регоператор придет – и все уберет. В очередной раз повторяю – региональный оператор, конечно, уберет свалку, соответствующее обязательство предусмотрено федеральным законодательством. Но счет за уборку свалки будет выставлен вам, муниципалитету. Это также предусмотрено законодательством. Поэтому от того, насколько планомерно и системно вы будете вести работу по выявлению и ликвидации свалок будет зависеть то, насколько пострадает ваш бюджет после начала работы регионального оператора.

Итак, мы сегодня в очередной раз пришли к выводу о том, что реализация новой системы обращения с ТКО в Челябинской области – это не только работа региональных властей, не только обязательства региональных операторов. Это совместная работа, направленная на перестройку в том числе и мнения населения по вопросу необходимости безопасного обращения с ТКО на всех этапах – от сбора в контейнеры до отбора из ТКО полезных фракций, направления их на переработку и захоронения «хвостов» ТКО, не пригодных для повторного использования.

© Совет муниципальных образований Челябинской области Создание и поддержка сайта: kontora74.ru