Slide 1 Slide 2 Slide 3
Муниципальные районы
Городские округа
WWW.SMO74.RU

О Совете
Руководящие
органы Совета

Работа совета



06.06.2018
Сергей Приколотин: «ФАПы с домами для фельдшеров – это ноу-хау нашего региона»

На Южном Урале построят 100 фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врача общей практики

Чем южноуральские фельдшерско-акушерские пункты станут лучше московских? Будут ли закрывать медицинские учреждения в связи с оптимизацией? Что стало с катав-ивановским родовым отделением? Почему в некоторых ФАПах нет лекарств и когда они появятся? Сколько в среднем зарабатывает врач на Южном Урале после того, как по указу президента медицинским работникам повысили зарплаты? Об этом и многом другом в интервью «Губернии» рассказал министр здравоохранения Челябинской области Сергей Приколотин.

На должность министра Сергея Приколотина назначили в январе этого года. Прежний глава ведомства ушел в отставку по собственному желанию. В сфере здравоохранения Сергей Приколотин больше 20 лет. Прошел путь от санитара до главного врача «Станции скорой медицинской помощи» Миасса. Долгое время работал анестезиологом-реаниматологом, заведовал отделением реанимации и интенсивной терапии в миасской городской больнице №3, руководил управлением здравоохранения Миасса, работал заместителем министра здравоохранения Челябинской области.

– Сергей Игоревич, согласно программе капстроительства, в Челябинской области в течение ближайших трех лет появится 100 новых объектов здравоохранения. Какие медицинские учреждения построят в первую очередь и где?

– Сейчас в проекте строительство большой поликлиники на северо-западе Челябинска. Также мы вошли в программу по ремонту детских поликлиник. На эти цели в этом году будет направлено 250 миллионов рублей из федерального бюджета и 60 миллионов – из областного. Впереди программа по ремонту и строительству детских больниц. Стараемся развивать ядерную медицину. В этом году планируем заложить очень серьезное направление – центр протонной терапии. Еще до того, как появилась соответствующая федеральная программа, в Челябинской области начали реализовывать программу «100-плюс». Это сто ФАПов, которые мы планируем построить, начиная с этого года. Программа рассчитана до 2020 года включительно, на нее будет направлено 1 миллиард 387 миллионов рублей. Сейчас на главгосэкспертизе находится проект модульного фельдшерско-акушерского пункта. 30 таких ФАПов и офисов врачей общей практики в этом году построят в поселках Агаповского, Брединского, Кизильского, Красноармейского, Октябрьского, Увельского, Уйского, Чесменского, Еткульского, Сосновского, Верхнеуральского, Варненского, Катав-Ивановского, Карталинского и Нязепетровского районов, а также в Копейске.

– Что будет представлять собой этот модульный ФАП?

– Базовый «кубик» уже создан. Это типовой фельдшерско-акушерский пункт площадью 65 квадратных метров, где может располагаться фельдшер с полным набором медицинского оснащения, необходимого для оказания первичной медицинской помощи. В нем должна быть кушетка для осмотра, гинекологическое кресло, набор экстренной помощи, зеркала для осмотра, танометр, кардиограф. Подобные проекты уже существуют в Московской области, Башкортостане, Татарстане. Мы не стали покупать готовый проект, чтобы дать возможность принять участие в его разработке нашим предпринимателям.

На уровне области мы приняли решение вместе с модулем-ФАПом строить еще и жилой модуль для фельдшера, поскольку в деревнях и селах могут возникать определенные трудности с жильем. Жилая постройка площадью примерно 70 квадратных метров будет включать все удобства. Во многих муниципалитетах так сейчас и происходит: деревенский дом, одна половина выделена под ФАП, в другой живет фельдшер. В принципе ничего нового, но у нас это будет модернизировано. Это ноу-хау нашего региона, в других субъектах строят только фельдшерско-акушерские пункты без жилых помещений. Надеемся, что это позволит привлечь специалистов в села.

Оптимизация продолжится, но ни одно медучреждение не закроют

– Вы сразу обозначили свою позицию по поводу оптимизации лечебных учреждений, как только вступили в должность, – она необходима и будет продолжена. Как оптимизация проходит сейчас? Планируется ли в этом году закрывать медицинские учреждения?

– Оптимизация касается только структуры управления, ни о каком сокращении объемов оказываемой медицинской помощи речи не идет. Ни одного лечебного учреждения мы фактически не закрыли. У нас достаточно много небольших медучреждений, которые имеют свой административно-управленческий аппарат. Только на него могло уходить до 50 процентов расходов. В таком случае о каком развитии может идти речь? Существует такая система, как межбольничные платежи. Когда каких-либо услуг или функций на базе одного учреждения нет, оно заключает договор с другим ближайшим учреждением и оплачивает его услуги. Если сделать их одним юридическим лицом, таких расходов не будет, это более рационально. Мы в любом случае этот процесс продолжим, он неизбежен. Но будем стараться делать это очень аккуратно, с учетом пожеланий, в первую очередь, местного населения. Могу сказать точно: объемы медицинской помощи не уменьшаются, структурно ничего не меняется, закрытия лечебных учреждений не планируется.

– Нередко возникают ситуации, когда в небольшом населенном пункте фельдшер уходит на пенсию и фельдшерско-акушерский пункт остается без единственного специалиста. Эта проблема характерна для Челябинской области, будут ли закрывать ФАПы в этом году?

– Да, такая проблема существует, и найти замену фельдшеру не всегда удается быстро. Но фельдшерско-акушерский пункт в таком случае не закрывается, он консервируется. Организуется выездная помощь, приезжают специалисты из соседних территорий, работают шесть передвижных фельдшерско-акушерских пунктов. Челябинская область – один из немногих регионов, где не закрылся ни один ФАП. Порядка 12–13 процентов из них сейчас не обеспечены специалистами, но работа в этом направлении ведется: фельдшерам предоставляется жилье, выплаты в размере 500 тысяч рублей по программе «Земский фельдшер», возрастной ценз увеличен до 50 лет. Думаю, все это позволит изменить ситуацию.

   +_DSC5503.jpg

Лекарства будут во всех Фапах

– В редакцию газеты периодически приходят письма с жалобами, что в деревнях и поселках нет аптек или не хватает препаратов. Так, например, жители села Шабурово Каслинского района недавно писали, что несмотря на наличие ФАПа толку от него мало, так как лекарств там практически нет.

– В Челябинской области 566 ФАПов лицензированы на реализацию лекарственных препаратов для жителей, это более 80 процентов. Добиться этого удалось за полтора года. В остальных либо отсутствует физическое лицо, либо нет технических возможностей для получения лицензии. Эта проблема появилась не вчера и даже не год назад. Медицинские учреждения переходят из муниципальной собственности в государственную, и часто нам достается не очень хорошее «наследство» от муниципалитетов. Процесс лицензирования идет. До конца года лицензии должны получить все фельдшерско-акушерские пункты, соответствующие лицензионным требованиям.

– А как обстоит ситуация с льготными лекарствами?

– Правом на бесплатное лекарственное обеспечение в Челябинской области пользуются более 250 тысяч человек. В этом году на эти цели направлено 575 миллионов рублей, но этих средств недостаточно, потребность примерно в три раза выше. В приоритете жизненно необходимые препараты, без которых человек просто не сможет существовать, а те, которые улучшают качество жизни, финансируются по остаточному принципу. Каждый год суммы увеличиваются, но растет и число больных. Некоторые нуждаются в очень дорогостоящем лечении. Например, недавно решали вопрос по обеспечению пациента лекарственным препаратом, стоимость которого составляет четыре миллиона рублей в год. Таких больных не так много, но если государство не выделит средства, человек погибнет.

 

Катав-ивановских рожениц не оставили без медпомощи

– Зимой в СМИ довольно широко освещалась резонансная история с закрытием родильного отделения в Катав-Ивановске, когда даже глава города выступал против. Сейчас, спустя полгода, ситуация стабилизировалась или жители города продолжают выступать с жалобами? Где-то еще такая проблема существует?

– В Катав-Ивановске вопросов и обращений больше не возникает, хотя решение мы не меняли. Все роды в плановом порядке проходят в тех учреждениях, к которым женщины прикреплены по схеме маршрутизации, – в Усть-Катаве или Златоусте. Тем не менее родовое отделение мы оставили, оно никуда не делось. Там есть все необходимое, чтобы оказать экстренную медицинскую помощь или полноценную помощь при родовспоможении. Специалисты тоже остались, акушер-гинеколог – это ведь не только акушер. Аналогичных ситуаций в области было много: в Пласте, Верхнем Уфалее, Нязепетровске, Копейске, Карабаше. Во всех этих городах сейчас есть ургентные койки, где можно принять роды в случае экстренной ситуации. Все остальные вопросы решаются планово. Благодаря этому за десять лет более чем в три раза снизилась младенческая смертность, поскольку уровень оказания помощи в специализированных учреждениях значительно выше. Ни один роддом не может существовать, если в нем проходит менее 500 родов в год, потому что специалист теряет квалификацию.

– На прошлой пресс-конференции губернатора речь зашла о Еткульской районной больнице.Там нет флюорогафа, и все население района, а это порядка 30 тысяч человек, вынуждено ездить в соседние Коркино и Еманжелинск. Какова цена вопроса и в каких еще медицинских учреждениях Челябинской области в этом году появится новое оборудование?

– По поручению губернатора приобретение флюорографа для Еткульской больницы мы запланировали на третий-четвертый квартал. Стоимость может варьироваться от 7 до 15 миллионов рублей. Все зависит от технических характеристик и объема эксплуатации. Всего в этом году на приобретение медицинского оборудования в области будет направлено 783 миллиона рублей. Недавно, например, приобрели очень дорогостоящее оборудование – компьютерный томограф экспертного класса для областной больницы. Он уже запущен. В этом году приобретается диагностическое рентген-оборудование для третьей областной больницы. Для наших коллег с территорий тоже запланированы достаточно большие объемы оборудования. В этом плане в Челябинской области ситуация по сравнению с другими регионами благополучная. На техническое оснащение больниц у нас выделяется гораздо больше средств.

+_DSC5490.jpg

Средняя зарплата южноуральского врача – больше 60 тысяч рублей

– Медицинским работникам подняли заработную плату, какова сейчас средняя зарплата по региону?

– В соответствии с майскими указами президента средняя зарплата врачей должна составлять 200 процентов от средней по региону и 100 процентов – у среднего и младшего медперсонала. В целом по области эти показатели достигнуты. Средняя заработная плата специалиста с высшим медицинским образованием – 62 176 рублей, что составляет 211 процентов. У среднего медперсонала – 31 378 рублей, это 106 процентов, у младшего – 30 937, это 105 процентов. Это не постулат, нужно понимать, что это среднее значение. Не могут оперирующий хирург и врач-статистик получать одинаковую зарплату.

– В начале года обсуждалась тема, когда санитаров якобы под предлогом оптимизации переводили на ставки уборщиков, чтобы не повышать зарплату. Вы с такими ситуациями сталкивались?

– Приведу в качестве примера случай, который произошел в одном из муниципалитетов Челябинской области не так давно. В центральной районной больнице, рассчитанной на 60 коек, в штате состояло около 30 санитаров при фактической потребности – шесть-семь человек. Так как это сельская территория, больница там практически градообразующее предприятие. Зарабатывать больше особо негде, поэтому туда кого только не брали. К работе санитаров существуют определенные квалификационные требования, они проходят обучение. Когда начали разбираться, обнаружили, что нужные для работы компетенции есть далеко не у всех. В итоге оставили только фактически необходимое количество санитаров, остальных перевели в уборщики или сократили, потому что и уборщиков так много не нужно. Те, кто рассчитывал получать 30 тысяч рублей за мытье полов, а для деревень это очень серьезная сумма, конечно, расстроились. Пошли обращения. Но иногда есть и перегибы на местах. Некоторые главврачи пытаются сэкономить ресурсы, и те люди, которые фактически осуществляли функции санитаров, попадают под раздачу. Такие ситуации тоже были, мы о них знаем, исправляем.

 

Заболевания стали выявлять активнее

- Как вы можете охарактеризовать в целом ситуацию по заболеваемости на Южном Урале? Какие заболевания на первом месте?

- За последние пять лет рост заболеваемости вырос примерно на один процент. Это не значит, что болеть стали больше, мы начали более активно выявлять заболевания.  Проводятся диспансеризации, профилактические осмотры, различные акции. В Челябинске, например, проходит акция «Дни здоровья». Работает передвижной флюорограф, можно сдать анализы на ВИЧ, проконсультироваться с разными специалистами. Недавно был день женского здоровья, на удивление выявили достаточно много патологий, особенно при скрининговых исследованиях молочной железы.

Что касается статистики по заболеваниям, здесь мы не отличаемся от среднестатистической ситуации по России. На первом месте среди болезней, приводящих к смерти, сердечно-сосудистые заболевания, на втором – онкологические заболевания. Здесь хвастаться нам нечем, потому что Челябинская область находится в группе лидеров среди субъектов РФ по раковым заболеваниям. Все-таки мы живем в промышленном центре. Понимая эту проблему, мы уделяем ей очень большое внимание. Если сравнивать центры ядерной медицины, Челябинск занимает третье место после Москвы  и Санкт-Петербурга. На третьем месте – прочие заболевания, это могут быть травмы, отравления и так далее; на четвертом месте – заболевания бронхо-легочного аппарата.

© Совет Муниципальных Образований Челябинской области Создание и поддержка сайта: kontora74.ru