Slide 1 Slide 2 Slide 3
Муниципальные районы
Городские округа
WWW.SMO74.RU

О Совете
Руководящие
органы Совета

Работа совета



18.04.2018
Алексей Кобылин: «В начавшейся "молочной войне" не должны пострадать ни потребители, ни фермеры»

Министр сельского хозяйства Челябинской области Алексей Кобылин рассказал в интервью газете «Губерния», почему началась "молочная война" (южноуральские аграрии, как и все российские, выступили против сухого молока) и как фермерам помогут ее пережить. Также вы узнаете, в какую страну наш регион намерен экспортировать сельхозтовары, почему рекордный урожай пшеницы – это не всегда хорошо, какие районы области станут льноводческими, а где будут выращивать сою.

На должность министра сельского хозяйства Челябинской области Алексея Кобылина назначили чуть больше двух месяцев назад после того, как предыдущий глава регионального минсельхоза Сергей Сушков стал заместителем губернатора. «Губерния» выяснила, что Алексей Кобылин в сфере сельского хозяйства работает почти 20 лет. Начинал ветеринарным врачом,  затем стал ведущим специалистом Управления животноводства с племенной инспекцией Главного управления сельского хозяйства и продовольствия Челябинской области, а последние 14 лет работал в министерстве сельского хозяйства региона, где прошел путь от ведущего специалиста отдела животноводства и рыболовства до начальника Управления по развитию сельскохозяйственного производства.

Молоко стало ненужным? Фермеры бьют тревогу


– Алексей Владимирович, самая обсуждаемая сейчас российскими производителями ситуация связана с отраслью молочного животноводства. Фермеры жалуются, что молоко у них стали закупать по более низким ценам и в меньших объемах, а для многих это основной источник заработка …

– Перепроизводства молока у нас в стране не было никогда, а сейчас эта проблема действительно стоит очень остро. На рынок РФ поступило много сухого молока из Республики Беларусь. Многие недобросовестные перерабатывающие предприятия используют сухое молоко, растительные жиры, потому что это дешево. На прошедшей 10 апреля коллегии российского минсельхоза были обнародованы цифры: средняя стоимость одного килограмма импортного сухого молока составляет 97 рублей 80 копеек, соответственно себестоимость готового продукта, произведенного из такого порошка – не больше 10 рублей за литр. При этом если в целом посмотреть на ценники, в торговых сетях стоимость молока для потребителя не изменилась. Больше всех сегодня страдают личные подсобные хозяйства, которые живут за счет производства и реализации молока. Проблема сложная, но мы будем ее решать. Некоторые меры уже приняты. Мы платим субсидии снабженческо-сбытовым кооперативам, которые осуществляют сбор и реализацию молока молочным заводам. Провели ряд совещаний, в том числе с представителями молокоперерабатывающих предприятий, попросили не снижать объем приемки молока. Кроме того, на территории всей страны начинается борьба с фальсификатом. Поступило много фальсифицированной контрафактной молочной продукции. Например, сырный продукт, который продают в торговых сетях под видом сыра, не соответствует ни наименованию, ни стандартам качества. Но население голосует рублем. Поэтому пока молочная война идет полномасштабно, ведь на федеральном уровне еще только начинают включать механизмы регулирования ценообразования. Самое главное, в этой войне не должны пострадать потребители молочной продукции и сельхозтоваропроизводители, которые являются самыми уязвимыми, если сравнивать с перерабатывающими предприятиями и торговым организациям.

Расширяем экспорт. Главная цель – Китай


– Какие крупные инвестпроекты в сфере АПК будут реализованы ближайшее время на

территории Челябинской области?

– Однозначно мы будем поддерживать вложение средств в развитие молочного животноводства. Такие проекты, направленные на увеличение поголовья, модернизацию производства есть в Еткульском, Октябрьском, Аргаяшском районах. Среди крупных проектов – строительство тепличного комплекса площадью 25 гектаров – агропарк «Урал» в Усть-Катаве. У агрохолдинга «Чурилово» есть также проект по строительству биоцентра для производства энтомофагов, есть все возможности, чтобы произвести полное импортозамещение. Это новое направление, которое позволяет в овощеводстве закрытого грунта творить чудеса.

Учитывая, что в предыдущие годы было реализовано более 20 крупных инвестиционных проектов, которые, в частности, позволили области занять второе место по производству мяса птицы в России, шестое – по производству свинины, в настоящее время инвестиции уже идут не столько в производственную сферу, сколько, например, в развитие семеноводства, селекции сельскохозяйственных культур. Укрепление своей отечественной базы семеноводства необходимо для дальнейшего развития. Так, в прошлом году в Челябинской области был введен на полную мощность семенной завод для производства элитных семян зерновых культур в поселке Тимирязевский Чебаркульского района. В этом году начинает реализовывать проект создания селекционно-семеноводческого центра по производству картофеля в Красноармейском районе, на базе агрофирмы «Ильинка».

– Какие направления для экспорта сельхозпродукции являются приоритетными? Недавно приезжала делегация из Китая, речь шла о поставках зерна. Южноуральские аграрии заинтересованы в сотрудничестве?

– Челябинская область экспортирует сельхозпродукцию в Казахстан, Иран, Афганистан, Киргизию, Азербайджан. Основное направление, которые мы для себя выбираем сейчас, – это рынок Китая, сейчас все усилия направлены, чтобы войти на этот рынок с различными видами продукции. В прошлом году мы, например, активно включились в работу по поставке продукции в Китай на условиях федеральной поддержки. Наши крупнейшие предприятия-переработчики уже поставляют туда муку, крупы, подсолнечное масло, макаронные изделия. Есть желание зайти на этот рынок и с другими товарами, в том числе с продукцией животного происхождения, но пока этот вопрос не решен на федеральном уровне. Также решается масса инфраструктурных вопросов, чтобы, например, на границе появились терминалы для разгрузки российского зерна, или чтобы разрешили везти товар через границу на рефрижераторных контейнерах, пока это запрещено. Когда эти вопросы будут решены, мы сможем наладить в Китай поставки пшеницы, растительного молока, мороженого и других продуктов. Китайский рынок привлекателен, прежде всего, тем, что огромен по объемам потребления, но с ним много сложностей – повышенные требования по ветеринарной безопасности и другим аспектам. Однако южноуральские сельхозтоваропроизводители могут гарантировать высокое качество продукции. Только представьте, что в китайских торговых сетях принимают продукцию со сроком годности от одного года и более. Для нас это, конечно, нонсенс. Натуральные продукты, без использования большого количества консервантов, далеко не всегда могут столько храниться.

_DSC4948.jpg

Пшеницы уже хватит – будем выращивать сою


– Скоро начнется посевная кампания, все ли к ней готово?

– Мы в активной фазе подготовки, она идет в плановом режиме, без авралов и ЧП. Надеемся, что к 20 апреля вся техника будет готова к посевной. Обеспеченность семенами у нас 106 процентов к уровню прошлого года. Площадь под яровыми культурами увеличится на четыре тысячи гектаров и составит 1 миллион 644 тысячи гектаров.

– В прошлом году в Челябинской области собрали рекордный урожай  пшеницы, но, если не ошибаюсь, реализовать ее вовремя не удалось. В этом году план снизят?

– Плановый показатель для Челябинской области – 1 миллион 744 тысячи тонн зерна в год. Этот объем необходим для продовольственных целей и обеспечения животноводства. В прошлом году действительно был рекордный урожай, в России впервые за всю историю было собрано 134 млн. тонн, возникла проблема перепроизводства, которую пока не удалось решить даже при условии рекордного экспорта зерна. Избыток продукции вызвал снижение цен на пшеницу. Если в 2016 году зерно продавали минимум по 8-10 тысяч рублей за тонну, то в прошлом году цена падала до 4,5 тысячи рублей. Получилось, что произвели много, но большого эффекта от этого не получили. В будущем, конечно, нужно извлечь уроки из этой ситуации.

– Планируется ли выращивать нетрадиционные для Южного Урала культуры – лен, топинамбур, сою?

– Сегодня пшеница выступает в качестве монокультуры, на рынке это отражается в виде явного перепроизводства. Поэтому наша задача – провести диверсификацию, расширить в структуре посевов долю других культур, которые будут давать большую прибыль при продаже. Перейти на сою, нут, рапс, подсолнечник, рыжик. Многие предприятия выбрали и запланировали посев этих культуру уже в достаточно существенном объёме. Активно будем заниматься льноводством в Верхнеуральском, Кизильском, Октябрьском районах. Есть постоянная потребность в производстве масличных культур как для производства масла, так и для производства сопутствующей продукции – жмыха, который активно используется в животноводстве. Недавно в регионе запустили первый в России завод по производству растительных напитков, сырьем, наряду с пшеницей и овсом, для производства растительного молока, также является соя. Интерес к ней есть, поэтому в этом году увеличится объем посевов этой культуры. Климат Челябинской области для сои достаточно жесткий, потому что это влаголюбивая культура, но опыт показывает, что выращивать ее можно и здесь. Хотя мы и относимся к зоне рискованного земледелия, но в данном случае при знании технологии, грамотном подборе семян, риск оправдан. В прошлом году СПК «Подовинное» произвел 5,5 тысяч тонн сои, часть сырья пошла как раз на растительные напитки. Это хороший партнерский подход, симбиоз производителей и переработчиков сырья, который выливается в инновационный продукт.

 

Фермеров учат и консультируют в районах

 

– В феврале на личном приеме у губернатора исполнительный директор регионального союза крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов Дмитрий Трофимов предложил создать в регионе единый консультационный центр для сельхозпроизводителей. Борис Дубровский идею одобрил. Когда появится центр и какую помощь в нем будут оказывать фермерам?

– Обучение фермеров осуществляется уже сейчас, хотя такой структурной единицы как центр пока нет. В этом нам помогает Южно-Уральский государственный аграрный университет. Свою деятельность мы решили сосредоточить в территориях. В этом году восемь миллионов рублей выделено и перечислено в бюджеты муниципальных образований, чтобы они у себя на местах организовали работу по обучению и консультированию малых форм хозяйствования. Фермеру не нужно будет ехать за консультацией в областной центр, он получит ее в своем населенном пункте, причем бесплатно. Есть, например, неплохой центр компетенций в Агаповском районе. Им руководит Зинаида Ивановна Салаватулина, она сама фермер, бухгалтер с многолетним стажем. Дает консультации своим коллегам. Мы хотим, чтобы в каждой территории существовали аналогичные центры. Направленные средства позволят привлечь любого ученого, практика, который сможет приехать, прочитать лекцию, провести научный семинар или выехать в поле – помочь с регулировкой техники или научить обслуживать скот на ферме. По итогам года посмотрим, как будет организована работа на местах, и решим, есть ли смысл консолидировать усилия. Кроме того, на базе «Территории бизнеса» создан образовательный центр для фермеров. В течение нескольких дней для начинающих фермеров проводят ликбез: с чего начать, какую организационно-правовую форму выбрать, как двигаться дальше и так далее.

 

– Сколько средств будет направлено в этом году на поддержку аграриев? Появились ли новые меры поддержки?

– В целом будет направлено 3,8 миллиарда рублей, в том числе порядка двух миллиардов из средств регионального бюджета. При этом объем финансирования из регионального бюджета по сравнению с 2017 увеличился на 254 миллиона рублей. Это позволило ввести ряд новых направлений господдержки и пролонгировать начатые в прошлом году.

Так, в 2017 году впервые была введена субсидия за ввод в оборот неиспользуемых сельхозземель – поднятие залежи. По этому направлению мы выплатили 10 миллионов рублей. В этом году запланирована аналогичная сумма, но у нас есть резерв, и в зависимости от того, как активно в эту работу включатся муниципальные образования, будем корректировать объем поддержки, надеюсь, что в сторону увеличения. Предпосылки для этого есть. Господдержка прошлого года позволила компенсировать до 19 процентов фактических затрат на введение в сельскохозяйственный оборот каждого гектара, а всего было возвращено 24,6 тысяч гектаров. Фермеры, кстати, очень охотно берутся за освоение неиспользуемых земель. Активно возделывают заброшенные земли в Октябрьском районе, где освоили в прошлом году 3,4 тысячи гектаров земли, а также в Агаповском, Брединском, Карталинском, Уйском районах – в них вернули в оборот примерно по три тысячи гектаров. В этом году планируем вернуть в сельхозоборот еще не менее 10 тысяч гектаров земли в Варненском, Кунашакском, Кизильском, Увельском районах и других.

Значительно вырос объем поддержки по элитному семеноводству – в 2,6 раза, до 101 миллиона рублей, начинающих фермеров – с 44 до 90 миллионов рублей. Достаточно серьезно увеличилась поддержка по мясному скотоводству – с 68 до 86 миллионов  рублей, молочному животноводству – с 213 до 232 миллиона рублей. Мы сохраняем объём поддержки на обновление технического парка. Субсидии на приобретение техники дают положительный эффект, так как работают вместе с федеральной программой льгот для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В прошлом году это позволило обновить парк сельхозтехники в общей сложности на два миллиарда рублей, в этом году объем заявок на приобретение техники уже превысил миллиард рублей.

В этом году также принята мера поддержки рыбоводства – субсидии в размере 100-процентной ставки Цетнробанка на кредиты, взятые рыбоводческими предприятиями на развитие товарного осетроводства. Направление интересное, мы хотим его развивать, тем более, условия позволяют – у нас более трех тысяч озер, они тоже должны кормить южноуральцев.

 

Серьезная проблема в сфере рыбоводства – незаконная добыча. Браконьеры ежегодно наносят просто непоправимый ущерб. По данным Госрыбцентра, в Челябинской области объем незаконной добычи рыбы сопоставим с объемом легального производства товарной рыбы. Так, за прошлый год 4,7 тысячи тонн рыбы мы произвели, и примерно тот же объем украли браконьеры. Это недополученные доходы бюджетов всех уровней.

© Совет Муниципальных Образований Челябинской области Создание и поддержка сайта: kontora74.ru