Slide 1 Slide 2 Slide 3
Муниципальные районы
Городские округа
WWW.SMO74.RU

О Совете
Руководящие
органы Совета

Работа совета



20.01.2017
В Челябинске выпустят уникальную книгу о казачестве

Больше двадцати лет челябинец Александр Худобородов изучает историю казачьей эмиграции. Результат трудов профессора Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, доктора исторических наук вылился в целое издание. Монография «Российское казачество на чужбине 1920-1940 годы» выйдет уже на следующей неделе.

Издание посвящено первой волне политической эмиграции. Эта проблема малоизученна в российской исторической науке. Именно Александр Худобородов стал первопроходцем в вопросах казачьей эмиграции, первым в 90-е годы защитив докторскую диссертацию по данной теме. После него известны только двое ученых, которые занялись подобными исследованиями. Но только Худобородов сумел собрать поистине уникальные сведения об эмигрантах-россиянах, представлявших все казачьи войска России. 

– Моя книга – это научный труд, но несмотря на серьезный характер издания, я попытался сделать ее понятной и интересной для массового читателя, – рассказывает Александр Худобородов. – Что касается содержания, то при изучении материала и написании книги я старался быть бесстрастным, говоря о «белом движении»: отойти от штампов советского периода, когда о казаках, оказавшихся на чужбине, говорили только в резко негативном, уничижительном духе, при этом не идеализировать казачье движение. Тогда было много ошибок, в частности идея о создании отдельного казачьего государства или переход вольно или невольное казаков-эмигрантов на сторону фашистов во время Великой Отечественной войны. 

По словам автора, его целью было показать трагедию казаков, которые оказались за пределами своей «горячо любимой родины»; рассказать, как они старались беречь на чужбине свои традиции, создавая казачьи станицы; показать культурные и политические проблемы, с которыми столкнулись казаки, покинув Россию. 

Владимир Филичкин, редактор газеты «Аргументы недели», казачий полковник «Союза казаков-воинов России и зарубежья»
– Спасибо таким людям как профессор Худобородов, которые приоткрывают нам то, что раньше было скрыто. При этом достоинство книги и автора в том, что сделано это максимально объективно. Книга «Российское казачество на чужбине 1920-1940 годы» – это библиографическая редкость. Сегодня молодежь плохо представляет, что творилось в те времена, почему такое большое количество преданных России и образованных людей оказались за пределами страны. Мы не жили в то время, и с позиции настоящего времени судить о событиях и поступках людей прошлого невозможно. Сегодня мы должны уже отойти от споров о кровавой вражде между «красными» и «белыми», а спокойно и трезво изучать тот период нашей истории, который стал трагедией для нашего общества.

Книга будет издана небольшим тиражом, всего 180 экземпляров. Дело в том, что все траты на издание несет сам автор. Презентация состоится в университете, где работает Александр Худобородов. Там же, по словам автора, можно будет приобрести экземпляр. Предположительно цена составит порядка 350-400 рублей. 

Из челябинской области за границей не по своей воле оказались десятки тысяч человек, говорит Василий Московец. В Челябинске юрист известен как активист движения «СТОП ГОК», выступающего против строительства горно-обогатительного комбината в Томино. Кстати, поселок – одна из территорий традиционного проживания казаков. Отец Василия Московца – один из первых челябинских атаманов Челябинска 90-х годов, поэтому всех казаков области Василий Московец знает хорошо. 

image-(2).jpg

Южный Урал – край казачий, места обитания казаков растянулись по всей карте области. 
– Начинаем с Красноармейского района, там сплошь территория казачества, за исключением Бродокалмака и Русской Течи и идем далее – Миасское, Пашнино, Канашево, станица Долгодеревенское (Сосновский – это полностью казачий район), и далее вплоть до юга – Кизильское, Магнитное – наш нынешний Магнитогорск. Челябинск раньше был крупнейшей станицей Оренбургского казачьего войска. Челябинские поселки Смолино, Фатеевка, Першино – также казачьи, – рассказывает Василий Московец. 

По словам челябинского активиста, разговоры о возрождении казачества сегодня не совсем правильны, так как возродить прежнюю самобытность казаков уже невозможно, но наша задача сберечь традиции казачества. Сегодня южноуральские казаки активно участвуют в общественной жизни области. Как правило, во время крупных массовых мероприятий казаки помогают сотрудникам внутренних дел осуществлять охрану порядка. Представители казаков регулярно проводят военно-патриотические лагеря для школьников и пр. 

«Любо!». Казачьи традиции хранят в Нагайбакском районе

В поселке Южном Нагайбакского района прошел праздник посажения на коня. Это старинный казачий обряд по-простому называемый «день штанов». Такое название связано с тем, что до трех лет мальчик бегал в рубахе, а штаны были положены только тому, кто в седле удержался и услышал от почтенных казаков долгожданное «Любо!».

По традиции мальчику помогает сесть на коня отец, дядя или крестный. На него одевается шашка, как при службе. Конь и посаженный на него проходят три круга перед казаками и обществом. В присутствии атамана, мать снимает шашку с сына и передает ему: «Возьми атаман, послужи, а казаку нужно еще подрасти». 

Обряд посажения на коня прошли четверо мальчишек. На праздник собрались жители поселка, приехали казаки из Агаповского, Верхнеуральского, Карталинского, Чесменского районов и Магнитогорска. 

– Со стороны это может показаться просто красивым обрядом, но представьте себя мальчиком лет десяти (а что сказать о пятилетнем?). Тебя заранее готовят: «Ты перед казаками проедешь на коне – не оплошай!» Здесь нужно справиться с волнением перед многими людьми проехаться на коне так, чтобы услышать заветное: «Любо!». Главное – с этого дня, как повелось испокон веков у казаков, мальчик становится настоящим мужчиной с определенным свыше предназначением, – подчеркивает атаман Нагайбакского казачьего общества Александр Васильев.

День посажения на коня получился праздничным не только для участников обряда, но и для зрителей. До вечера проводились подвижные игры, угощались хашламой – кавказским блюдом, которое готовится на открытом огне. Казаки шутят, что любое блюдо, при приготовлении порубленное шашками, автоматически становится казачьим.

© Совет Муниципальных Образований Челябинской области Создание и поддержка сайта: kontora74.ru