Slide 1 Slide 2 Slide 3
Муниципальные районы
Городские округа
WWW.SMO74.RU

О Совете
Руководящие
органы Совета

Работа совета



24.08.2016
Кузнецов Александр ИгоревичМинистр образования и науки Челябинской области

"Эффективное управление как ключевой инструмент развития
образовательных систем"

В последнее десятилетие в системе образования региона был реализован целый ряд проектов, который продемонстрировал нашу способность достигать поставленных целей, решать задачи повышения качества образования на Южном Урале: приоритетный национальный проект «Образование», информатизация образования, модернизация региональной системы общего, затем дошкольного образования. 

Реализация этих проектов улучшила качество условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, создала предпосылки для дальнейшего развития образовательной системы региона, формирования нового качества человеческого капитала. 

Но решение поставленных задач сопровождалось существенными вливаниями финансовых ресурсов в сферу образования: новостройки, реконструкции, капитальный ремонт детских садов, а теперь и школ, приобретение нового оборудования и, конечно, рост заработной платы педагогического персонала. В настоящий момент консолидированные расходы на образование составляют около трети всех бюджетных расходов региона. А на уровне некоторых муниципалитетов эти расходы – более половины бюджета. 

Адекватны ли те результаты, которых мы достигли, понесенным затратам? С точки зрения проектов, которые мы реализовывали, наверно, - ДА! Индикативные показатели достигнуты. Южноуральская система образования на хорошем счету в Российской Федерации. 

Но могли бы мы достичь бОльших результатов? Тоже, наверно,  - ДА! Ведь есть регионы, которые по многим показателям заметно успешнее, чем мы. 

Даже внутри региональной системы мы видим примеры разной результативности при одинаковых затратах и одинаковой результативности при разных затратах. То есть, примеры разной эффективности! Не в этом ли одна из коренных причин невысокой производительности труда в нашей стране, невысокой эффективности всего народно-хозяйственного комплекса. Неэффективно устроенная система образования вряд ли способна сформировать успешного выпускника, способного вести активную жизнь, наладить эффективное производство.

Наша задача – выявить точки эффективности в региональной образовательной системе, те муниципалитеты, образовательные организации, которые даже за счет относительно небольших кадровых, материальных, финансовых и иных ресурсов демонстрируют достойные результаты и положительную динамику развития. И поддержать эти точки роста! Вычленить организационно-управленческие механизмы, способствующие этому росту. А затем распространить эти эффективные практики на иные, схожие с ними по социально-экономическому положению, но менее эффективно работающие управленческие структуры.

Для этого необходимо определиться с ограниченным набором комплексных сбалансированных показателей, которые бы позволяли нам с высокой степенью объективности судить о результативности той или иной управленческой структуры в системе образования. 

И речь здесь идет не только о муниципальных органах управления образованием. Ведь образованием занимаются и органы управления культурой, физической культурой и спортом, здравоохранением, социальной защитой, коммунальным комплексом, комиссии по делам несовершеннолетних и правоохранительные органы и т.д. То есть речь фактически идет обо всех управленческих структурах административной команды, от слаженного взаимодействия которых зависит конечный результат деятельности всей системы образования.

А в чем же этот результат выражается? Долгое время мы считали, что главное – это обученность выпускников. Показатели обученности в виде процента выпускников, сдавших ЕГЭ, долгое время даже были основным мерилом успешности деятельности губернаторов и глав муниципалитетов в сфере образования. 

Обученность – это важно. Но не менее важно и здоровье обучающегося и воспитанника, его нравственность, правосознание, способность после выпуска из образовательной организации сделать правильный выбор своего профессионального развития, достичь семейного благополучия, стать полезным и полноценным членом общества.

В настоящий момент успешность своей педагогической и управленческой деятельности мы меряем по десяткам показателей различного уровня (федерального, окружного, регионального). Они неравнозначны, зачастую не отражают конечный результат работы образовательной системы, а лишь создание условий для этой работы. К сожалению, многочисленность и несбалансированность этих показателей не дает нам целостной объективной картины, как результативности, так и эффективности той или иной образовательной системы. 

Тем более такая картина не складывается у стороннего наблюдателя, который чаще всего судит обо всей системе на основании своего частного опыта или конъюнктурно складывающегося информационного пространства. А неправильная оценка не позволяет предпринимать адекватные складывающейся ситуации управленческие решения.

 После прошлогоднего августовского совещания мы работали над решением вопроса:  Как оценить не только результативность, но и эффективность нашей совместной управленческой деятельности? Причем эта оценка должна базироваться на нескольких принципах:

-                быть понятной не только специалистам, но и широкой общественности;

-                быть объективной, то есть полученной из независимых источников и отражающей реальное положение дел;

-                быть простой в получении и обработке (оценивание не должно сопровождаться дополнительным документооборотом, затратой

существенных временных, кадровых, финансовых и материальных ресурсов);  - быть динамичной, то есть отражающей изменения в сфере образования (как правило, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

 Не скрою, что абсолютно идеального итога в ходе почти годового обсуждения нам добиться пока не удалось.  Да и возможно ли это? Но первые уверенные шаги на этом пути мы уже сделали. В этом нам помог проект ТЕМП, ставший методологической основой обсуждаемой темы, и коллектив математиков Южно-уральского государственного университета, ставший нашим хорошим партнером.

 В основу оценки эффективности мы заложили три блока параметров:  Первый. Оценка затрат консолидированного бюджета муниципалитета на образовательную деятельность. Эти бюджетные средства соотносятся с количеством детей в муниципалитете. Внебюджетные затраты мы не стали учитывать по двум причинам: 

Первая. Пока невозможно полноценно отследить эти затраты, так как они проходят не только через счета образовательных организаций, но и через счета иных некоммерческих организаций, благотворительных фондов и т.д.  Вторая. Исключение из учета эффективности внебюджетных средств будет способствовать наращиванию негосударственных ресурсов сферы образования, «внебюджет» при таком подходе становится своеобразным ресурсным бонусом образовательных учреждений.

 Второй блок параметров. Оценка результативности по основным направлениям текущей образовательной деятельности в отношении детского населения муниципалитета.

 И третий. Оценка результативности процессов социализации детей и молодежи в муниципалитетах.

 Соотношение между первым блоком параметров (затраты), с одной стороны, и вторым-третьим блоками, с другой, будут определять уровень эффективности управленческих процессов в сфере образования. Указанное соотношение, сопоставленное с результатами предыдущего года, будет демонстрировать динамику этой эффективности.

 Предлагаемая методика опирается, в первую очередь, на Оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления, утвержденную 607-м Указом Президента, хорошо всем вам известную, и ряд показателей взяты из предложенных в федеральной методике. На наш взгляд, предлагаемая нами оценка, является логическим продолжением и развитием данной методики оценки, но более точно отражающей социальные эффекты образования.

Сегодня мы готовы представить первые результаты разработанной методики. 

Все муниципалитеты разбиты на 4 группы в зависимости от численности населения активного образовательного возраста (т.е., детского населения). 

Мы в процессе обсуждения и анализа определили 12 показателей, весовые значения каждого из них и систему бонусов для тех муниципалитетов, которые демонстрируют стабильно высокие результаты. Математики сделали программу для машинной обработки показателей и результатов и разработали формулу, по которой на основе результативности и экономичности можно оценить эффективность управленческих команд муниципалитетов. 

 Внутри каждого сегмента выстроили рейтинг. Но не для того, чтобы «поощрить» лучших и «наказать» отстающих, а для анализа социальной ситуации в муниципалитете, вычленения поля управленческих проблем, поиска оптимальных управленческих инструментов для решения задач образования, а, что важнее, социального благополучия жителей территории. Чтобы распространить эффективные управленческие практики, адаптировав их под специфику территории. 

В этом направлении мы ставим для себя задачу на ближайший год по формированию образовательных агломераций (по аналогии с городскими агломерациями), с целью оптимизации, эффективного использования и наращивания имеющихся ресурсов. 

Сопоставление эффективности муниципальных управленческих практик внутри региона позволит нам выделить территории, которые могут стать «локомотивами» развития, базовыми площадками для повышения квалификации управленческих команд тех муниципалитетов, которые демонстрируют невысокую эффективность. Муниципалитеты, которые продемонстрируют значимые эффекты, могут претендовать на дополнительное ресурсное обеспечение для получения еще более высокого результата.

 Те же территории, которые не работают над совершенствованием управленческих механизмов, демонстрируют низкую эффективность и регресс, вряд ли смогут претендовать на помощь до тех пор, пока не предъявят обновленные управленческие структуры, усовершенствованные сетевые параметры и т.д. В противном случае дополнительная поддержка таких образовательных систем превратится в пустую трату ресурсов без ощутимых содержательных результатов.

 На такой подход настраивают и решения Федерального Совета по стратегическому планированию и приоритетным проектам, первое заседание которого состоялось чуть больше месяца назад. Президент ориентирует нас на развитие проектных подходов в управленческой деятельности. Не случайно и в современном образовании проектная технология становится одним из ведущих методов обучения. 

 В условиях ограниченных ресурсов одним из инструментов управления развитием системы образования в соответствии с требованиями инновационной экономики является повышение эффективности и результативности деятельности через внедрение новых проектных механизмов.

 Повышение эффективности и результативности деятельности напрямую зависит от того, насколько совершенна система управления образованием. Необходим принципиальный переход к социальноответственному управлению развитием системы.

Образовательный проект ТЕМП продемонстрировал успешность такого проектного подхода в управлении системой образования региона, который опирается на управление по результатам. Мы определили приоритеты развития, проанализировали и перераспределили имеющиеся ресурсы, не привлекая дополнительных, таким образом, чтобы получить новый качественный результат. И все это получилось. Причем с теми же людьми и с теми же финансами! 

Для дальнейшего развития системы очень важно знать, чем обладает система, уметь определять приоритеты деятельности и под них перераспределять существующие ресурсы. Для этого нам и необходимо использовать опыт эффективных управленческих практик, основанный на оптимизации и активизации ресурсов.

 Каковы же приоритеты отрасли, на чем необходимо сконцентрировать наши совместные управленческие усилия? Они обозначены в Публичной декларации целей и задач Министерства образования и науки Челябинской области на 2016 год, опубликованной на сайте нашего министерства.

Остановлюсь на нескольких ключевых. 

1.             Строительство новых школ. Задача – переход на односменное обучение с целью создания условий для интеграции общего и дополнительного образования, максимального удовлетворения потребностей всех несовершеннолетних граждан. 

Модернизация профориентационной работы со школьниками с учетом результатов реализации образовательного проекта ТЕМП. Мы сейчас работаем над ее обновленной концепцией в соответствии с современными реалиями и, соответственно, комплексом мер по реализации. Образовательные технопарки, которые мы начинаем открывать в этом учебном году, - модель такой современной профориентационной работы с обучающимися.

2.             Расширение доступности образовательной среды для всех категорий граждан: не только архитектурной, но, в первую очередь, информационной, обучающей, воспитывающей.

3.             Развитие среднего профессионального образования. Об этом сегодня подробно говорил Борис Александрович.

4.             Вовлечение детей и молодежи в социально-полезную деятельность.

Российское движение школьников, юнармия, молодежное предпринимательство, волонтерское движение – далеко не полный перечень возможного применения сил.

5.             Развитие кадрового потенциала: включение в общенациональную систему профессионального роста педагогов, внедрение профессионального стандарта педагогических специальностей, региональный стандарт подготовки кадров, повышение социальной ответственности педагогов и управленцев за результат профессиональной деятельности.

И еще об одном перспективном направлении необходимо сегодня сказать. Очень непростое, но в современных условиях, безусловно, важное и востребованное - различные формы поддержки негосударственных, социально ориентированных некоммерческих организаций к предоставлению услуг в социальной сфере, в том числе, обеспечение их доступа к бюджетным средствам. Это даст толчок для развития конкуренции на рынке образовательных услуг. Пока негосударственный сектор, который поддерживается бюджетными средствами,  в региональном образовании присутствует мало. 

Мы такую работу ведем. На прошлой неделе мы в рамках нашей августовской конференции обсудили с руководителями негосударственных образовательных организаций нормативно-правовые аспекты взаимодействия, вопросы лицензирования и аккредитации, текущей и перспективной деятельности. У нас нормативно закреплена возможность субсидирования негосударственных организаций на услуги в дошкольном и общем образовании, а также социально ориентированных некоммерческих организаций.

Недавно опубликован проект Федерального Закона «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», что потребует внесения изменений в различные законодательные акты.  Его реализация как раз и будет направлена на развитие конкурентной среды в образовании, повышение качества предоставляемых услуг.

Буквально в преддверии августовских совещаний опубликован Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг» (№398 от 8 августа 2016 года), среди которых, конечно, есть услуги и в сфере образования. С этим нам еще предстоит работать в ближайшей перспективе. 

В пятницу-субботу в Москве состоялся Всероссийский педагогический совет, в нем приняла участие и южноуральская делегация. Итоговое совещание проводилось под руководством Председателя Правительства Дмитрия Анатольевича Медведева, который еще раз расставил акценты, выделил актуальные направления развития отрасли, определил направления реализации приоритетного проекта «Образование».

В общем – задач много! И основной инструмент их решения находится в руках руководителей образовательных организаций, образовательных систем, административных команд.

© Совет Муниципальных Образований Челябинской области Создание и поддержка сайта: kontora74.ru