Slide 1 Slide 2 Slide 3
Муниципальные районы
Городские округа
WWW.SMO74.RU

О Совете
Руководящие
органы Совета

Работа совета



09.04.2015
Об итогах прохождения отопительного периода 2014-2015 годов. 
О ходе погашения задолженности коммунальных предприятий муниципальных образований Челябинской области за потребленные топливно-энергетические ресурсы

Шаль Сергей Вернерович, заместитель Губернатора Челябинской области


Отопительный период на территории Челябинской области подходит к завершению.

Нужно отметить, что в целом отопительный период проходит стабильно, без серьезных сбоев, кроме уже неоднократно подробно рассматривавшейся аварийной ситуации в системе электроснабжения в результате «ледяного дождя» в октябре 2014 года.

На областном совещании при Губернаторе области 11.02.2015 г. было отмечено, что в муниципальных образованиях работа по устранению замечаний Ростехнадзора продолжается, хотя и недостаточно активно. Всего было получено 53 % (134 из 253) актов и паспортов готовности муниципальных образований (на 19.11.2014 г. было получено 44% при среднем показателе по стране 12 %, в 2013 году было получено всего 6%). (СЛАЙД 2)                                                           

За прошедшие 2 месяца муниципальными образованиями дополнительно получено 16 актов готовности (г. Озерск, Брединский район (9 актов), Еманжелинский район (2 акта), Кизильский район (4 акта)). Общая цифра увеличилась до 58 % (147 из 253) актов и паспортов.

При этом до сих пор 6 районов области не получили ни одного акта готовности поселения. (СЛАЙД 3)

Несмотря на то, что отопительный сезон подходит к завершению, главам необходимо продолжить работу по устранению замечаний Ростехнадзора и обеспечить своевременное получение актов готовности к предстоящему отопительному сезону в полном объеме. 

Основные направления подготовки к новому отопительному периоду 2015-2016 годов определены постановлением Губернатора Челябинской области от 23.03.2015 г. № 68 «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и социальной сферы Челябинской области к работе в отопительный период 2015-2016 годов».

Софинансирование за счет областного бюджета первоочередных мероприятий, непосредственно связанных с подготовкой к новому отопительному сезону, предусмотрено постановлениями Правительства Челябинской области от 18.03.2015 г. в рамках государственных программ Челябинской области (доступное и комфортное жилье (модернизация объектов ЖКХ и газификация) и программа энергосбережения), т.е. в этом году областное финансирование открыто значительно раньше, чем в прошлые годы.

Прошу глав организовать активную работу по исполнению  постановлений Губернатора и Правительства области, в т.ч.:

-  не откладывая организовать конкурсные отборы подрядных организаций и обеспечить целевое освоение выделяемых средств и завершение работ до начала нового отопительного сезона;

-  до 15.04.2015 г. завершить разработку планов организационно-технических мероприятий по подготовке к новому отопительному периоду, а также планов организационно-технических мероприятий по повышению эффективности работы котельных и снижению убытков предприятий ЖКХ и обеспечить их дальнейшую реализацию;

-  разработать и реализовать графики проведения противоаварийных тренировок на объектах ЖКХ с участием глав поселений, предприятий ЖКХ и энергетики, управляющих компаний, учреждений социальной сферы, диспетчерских и аварийных служб.

Ситуация с долгами за ТЭР непростая.

В марте коммунальными предприятиями области за электроэнергию, газ и его транспортировку было оплачено около 897 млн. руб.  Однако в зимние месяцы начисление по предприятиям ЖКХ составляет около 1 млрд. руб.  (СЛАЙД 4)

 По состоянию на 03.04.2015 г. задолженность предприятий ЖКХ за топливно-энергетические ресурсы (далее – ТЭР) перед основными поставщиками ресурсов составляет 1,44 млрд. руб. (2,0 среднемесячного начисления), в т.ч.:                                         

-  1060 млн. руб. - за газ перед ООО «НОВАТЭК-Челябинск»;

-  100 млн. руб. – за транспортировку газа перед ОАО «Газпром газораспределение Челябинск»;

-  279 млн. руб. - за электроэнергию перед ОАО «Челябэнергосбыт» (в т.ч. текущее начисление за март в размере 119 млн. руб.).

Задолженность на 16 % выше аналогичного уровня прошлого года - на начало апреля 2014 года долги были 1,24 млрд. руб. (в т.ч. 906 млн. руб. - за газ). (СЛАЙД 5)

При этом уровень задолженности на начало текущего отопительного сезона превышал уровень прошлого отопительного сезона на 23 % (на 02.10.2014 г. было 758 млн. руб., на 03.10.2013 г. - 616 млн. руб.), т.е. есть небольшая положительная динамика.

Наибольшие долги за ТЭР:      (СЛАЙД 6)

- по количеству накопленных среднемесячных начислений в области 5 «лидеров»:                                           

-    Карабашский городской округ – 43 млн. руб. (14,1 мес.);

-    Локомотивный городской округ – 29 млн. руб. (11,7 мес.);

-    Еткульский район – 21 млн. руб. (10,7 мес.);

-    Нагайбакский район – 22 млн. руб. (7,9 мес.);

-    Ашинский район – 49 млн. руб. (5,7 мес.).

- по объемам задолженности (в рублях) – выделяются 6 территорий:                                           

-    Магнитогорский городской округ – 288 млн. руб. (4,8 мес.);

-    Кыштымский городской округ – 93 млн. руб. (5,1 мес.);

-    Саткинский район – 86 млн. руб. (1,7 мес.);

-    Верхнеуфалейский городской округ – 83 млн. руб. (4,6 среднемесячных начислений мес.);

-    Каслинский район – 67 млн. руб. (4,7 мес.);

-    Катав-Ивановский район – 64 млн. руб. (3,5 мес.).

Кроме того, в отдельных территориях имеются значительные долги за тепловую энергию муниципальных коммунальных предприятий. Так, задолженность за тепловую энергию:

-    МП Трест «Теплофикация» г. Магнитогорска перед ОАО «ММК» - 425 млн. руб.;

-    ММПКХ г. Озерска перед ОАО «Фортум» - 423 млн. руб.;

-    МУП «ЧКТС» г. Челябинска перед ОАО «Фортум» и ОАО «УТСК» - 1051 млн. руб. 

Хочу отметить, что главы большинства муниципальных образований стали игнорировать заседания штаба по тепло- и электроснабжению области, на которых в постоянном режиме обсуждаются вопросы погашения задолженности (главы организовывают в это время другие совещания, личные приемы, либо просто в это время едут в Челябинск, хотя мы неоднократно предлагали в таких случаях выехать заранее и принять участие в заседании штаба в студии в Минстрое).

Обращаю внимание глав, что такой подход к заседаниям штаба недопустим. 

Основными причинами задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства за ТЭР являются:

-  долги населения за жилищно-коммунальные услуги, которые за прошедший 2014 год выросли на 1 млрд. руб. и по состоянию на 01.01.2015 г. составили около 6,7 млрд. руб. (% собираемости за 2014 г. – 97 %);

-  долги за коммунальные услуги прочих потребителей - коммерческих организаций, которые за прошедший год практически не изменились и по состоянию на 01.01.2015 г. составили около 680 млн. руб.;

-  выпадающие доходы (убытки) предприятий коммунального комплекса.  

По информации, представленной муниципальными образованиями, главы которых приглашены с содокладами (Верхнеуфалейский, Локомотивный и Чебаркульский городские округа, Ашинский и Катав-Ивановский районы) именно эти факторы являются основными причинами задолженности коммунальных предприятий за ТЭР.                                                                    

Хотелось бы обратить внимание на недопустимость применения муниципальными образованиями практики ухода от долгов – смена собственников, банкротство.

Например, в г. Миассе остались долги ТК «Октябрь» за газ (17,7 млн. руб.), за транспортировку газа (7 млн. руб.), а котельная передана на обслуживание новой организации (МУП «Городское хозяйство»). Сроки и источник погашения задолженности администрацией Миасского городского округа не определены.

При этом (по данным ОАО «Газпром газораспределение Челябинск») МУП «Городское хозяйство» от заключения договора на транспортировку газа уклоняется и оплату за услуги по транспортировке газа не производит (задолженность более 5 млн. руб.).

Кроме того, накапливают задолженность за транспортировку газа коммунальные предприятия Чебаркульского района. В период с 2012 года (по данным ОАО «Газпром газораспределение Челябинск») по настоящее время для ухода от долгов основные средства предприятий-должников передаются вновь созданным организациям, возглавляемыми теми же лицами.

Так, котельные МУП «Филимоново», имеющего задолженность по услугам за транспортировку газа переданы 01.01.2014 г. для эксплуатации ООО «Филимоново». Котельные ООО «Кундравинское» с 01.09.2012 г. при непогашенной задолженности за транспортировку газа переданы в эксплуатацию ООО «Сарафановское». От ООО «Сарафановское» (также накопившего задолженность) котельные с 01.12.2013 г. переданы для эксплуатации ООО «КУНДРАВЫ». В настоящее время ООО «Сарафановское» и ООО «Кундравинское» находятся в стадии ликвидации.

МУЖКП «Варламовское» имеет непогашенную задолженность за транспортировку газа в сумме более 2,5 млн. руб. Однако муниципальные котельные от этого предприятия переданы с 01.12.2013 г. для эксплуатации в ООО «ТеплоЭнергоРесурс».

Общая задолженность за услуги по транспортировке газа коммунальных предприятий Чебаркульского района - около 8 млн. руб.

Уважаемые главы! Вместо ухода от долгов нужно искать пути их погашения.

Особо необходимо отметить важность работы по сокращению убытков, ежегодно компенсируемых из областного бюджета в рамках подготовки к отопительному периоду. (СЛАЙД 7)

За счет средств бюджета в 2012 году компенсировано убытков на сумму 483,2 млн.руб., в 2013 году 614,72 млн.руб., в 2014 году
552,63 млн.руб.

При этом в 2012 и 2014 гг. более половины суммы (55%) составляют сверхнормативные потери, которые в большинстве случае обусловлены неэффективной работой организаций или неоптимальной работой оборудования, схемой теплоснабжения муниципального образования.

Как мы видим ежегодные выплаты бюджетных субсидий не привели к снижению сверхнормативных потерь.

В рамках тарифного регулирования на 2015 год были приняты меры по сокращению убытков, вызванных ограничением роста тарифов в предыдущие периоды, в размере 107 млн.руб.      (СЛАЙД 8)

По остальным организациям (кол-во 46) сумма убытков в размере 141 млн. руб. не была ликвидирована, так как организации не обратились на тарифное регулирование, при этом обращаясь за подтверждением убытков.

В целях оптимизации (снижения) бюджетных расходов и улучшения качественных характеристик процесса теплоснабжения  в 2015 году предлагается изменение подхода в части направления бюджетных средств не на компенсацию самих убытков, а на реализацию мероприятий по их сокращению и ликвидации.

Примеры технических мероприятий по ликвидации факторов убыточности приведены на слайде.   (СЛАЙД 9)

Процедура рассмотрения выпадающих доходов теплоснабжающих организаций будет осуществляться по итогам года на основании бухгалтерской и статистической отчетности и только при наличии разработанного плана мероприятий в рамках программ энергосбережения или инвестиционных программ, направленных на ликвидацию убытков. Источниками финансирования указанных мероприятий могут выступать не только бюджетные средства, но и экономия, полученная в результате реализации программ энергосбережения, которая по законодательству остается в распоряжении организации на 5 лет, частично в рамках ограничения тарифов могут использоваться средства инвестиционных программ.

В условиях жесткого ограничения платежей граждан за коммунальные услуги эффект реализации мероприятий, прежде всего, должен обеспечиваться за счет применения высоко эффективных технологий.   (СЛАЙД 10)

Со стороны глав муниципальных образований необходимо:

-  активизировать работу созданных в муниципальных образованиях специальных межведомственных рабочих групп (комиссий) с участием прокуратуры и правоохранительных органов, усилить претензионную работу по долгам населения;

-  усилить работу с ресурсоснабжающими организациями для реализации предусмотренных законодательством мер по ограничению и отключению коммерческих предприятий – должников;

- определить источники погашения имеющейся задолженности до начала нового отопительного сезона (взыскание задолженности потребителей, продажа неэффективно используемого муниципального имущества, заемные средства и т.д.);

-  организовать работу по ежегодной актуализации программ энергосбережения теплоснабжающих и теплосетевых организаций, схем теплоснабжения и водоснабжения с учетом их оптимизации;

-  обеспечить выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусмотренных муниципальными программами в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Выполнение муниципальными образованиями вышеупомянутых мер позволит обеспечить своевременное начало и стабильное проведение нового отопительного сезона.

 

СПРАВОЧНО

(информация по муниципальным образованиям)

1. Верхнеуфалейский городской округ:

-  за 4,5 года активной работы в Челябинской области по замене неэффективных котельных в городском округе до сих пор не выполнены работы по замене двух наиболее проблемных котельных - в п. Черемшанка и п. Нижний Уфалей;

-  практически не решаются вопросы водоснабжения населения (с 2001 года затоплено 5 скважин в Черемшанском карьере, пробурены 3 поисковые и 4 эксплуатационно-разведочные скважины, из областного бюджета в 2015 году выделено 900 тыс. руб. на разработку проекта электроснабжения и проектирование строительства водозаборного узла).  

2. Локомотивный городской округ.

Несмотря на то, что неэффективная котельная заменена инвестором ООО «ПромЭкоГрупп», долги за ТЭР растут (долг ООО «ПромЭкоГрупп» за газ 20 млн. руб. (8,6 мес.). Администрацией городского округа не ведется совместная работа с собственником котельной ООО «ПромЭкоГрупп», в т.ч. по взысканию долгов населения. 

При этом на прошлом заседании штаба 01.04.2015 г. на обратную связь представители администрации Локомотивного городского округа не вышли. 

3. Чебаркульский городской округ

Не решен вопрос погашения задолженности за ТЭР по котельным санатория «Еловое» и пансионата «Утес», которые в начале отопительного периода были переданы в собственность Чебаркульского городского округа, в период с 01.10.2014 г. по 31.10.2014 г. обслуживались ООО «Теплоснаб», а с 02.11.2014 г. обслуживаются выбранным по итогам конкурса на право аренды ООО «Консультант-Эксперт», которым с ООО «НОВАТЭК-Челябинск» не заключен договор поставки газа на котельную (договор с ОАО «Челябэнергосбыт» заключен, но расчеты за потребленную электроэнергию в январе-марте 2015 года не осуществлялись). Долги управляющих компаний перед ООО «Консультант-Эксперт» 3,8 млн. руб. Мер по погашению долгов не принимается.

В Минстрой поступают жалобы жителей (пансионат «Утес») на введение ежедневных (по 4 раза в сутки) ограничений подачи ГВС, ХВС и отопления.

 

4. Ашинский район.

В п. Лесохимиков запущена в работу новая котельная (построенная с участием инвестора ООО «Теплоэнерготрейд»), однако до конца не решены вопросы:

-  заключения договоров на газо- и электроснабжение котельной, обеспечения надежности её электроснабжения (категорирование);

-  погашения  задолженности МУП «Теплогенерирующая компания – Аша», которое почти 2 отопительных сезона эксплуатировало котельную ОАО «Ашинский химический завод», за газ (18 млн. руб. – 6,4 мес.) и электроэнергию (11,5 млн. руб. – 10,5 мес.). При этом в подписанном главой района графике погашения долгов за газ источники погашения четко не определены.

5. Катав-Ивановский район.

Не принимается действенных мер по погашению задолженности за газ МУП «ТеплоЭнерго» (долг за газ 35,5 млн. руб. - 3,6 мес.) и ООО «Энергосервис» (долг за газ 22,8 млн. руб. – 2,8 мес.). Хотя здесь нужно отметить, что составлены графики погашения долгов за газ и пока они исполняются, но эти графики, несмотря на многочисленные поручения, не согласованы «НОВАТЭК».

 

© Совет Муниципальных Образований Челябинской области Создание и поддержка сайта: kontora74.ru