Slide 1 Slide 2 Slide 3
Муниципальные районы
Городские округа
WWW.SMO74.RU

О Совете
Руководящие
органы Совета

Работа совета



14.07.2014
Станислав Мошаров в Сочи делится опытом по созданию агломераций

В понедельник, 14 июля, в Сочи открылось заседание межведомственной рабочей группы по социально-экономическому развитию городских агломераций. Глава Челябинского городского округа Станислав Мошаров принимает участие в тематических секциях, посвященных реализации этого проекта.

В Сочи будут презентованы проекты Сочинско-Туапсинской, Иркутской, Хакасской и Пермской агломераций. Помимо Челябинской агломерации возможность реализации получили проекты Алтайского, Красноярского, Краснодарского, Приморского и Ставропольского краев, Кемеровской, Новосибирской, Самарской, Свердловской, Тульской и Ульяновской областей, а также Башкортостана и Дагестана. Три проекта отправлены на доработку. Вопрос об их включении в перечень пилотных проектов будет решен в Сочи 16 июля. «Вопреки сомнениям скептиков, Челябинская агломерация вошла в список пилотных проектов, – отметил Станислав Мошаров. – Далеко не все проекты были включены в этот перечень. Челябинская заявка безоговорочно победила в конкурсе Минрегиона РФ и по единогласному решению получила высокую оценку экспертов. Заявка признана одной из самых обоснованных, целесообразных и перспективных».

Челябинск оказался первым городом не только по внедрению реформы местного самоуправления, но и одним из лидеров страны по созданию городской агломерации. Заявка южноуральской столицы была поддержана Министерством регионального развития РФ и вошла в перечень пилотных проектов по развитию агломераций в числе 14 крупных населенных пунктов России. 

Станислав Мошаров

По словам Станислава Мошарова, областной центр и его пригород фактически уже давно существуют в агломерации, поэтому необходимые условия для укрепления инфраструктурной связи искать не надо.

«Но пока мы остаемся запертыми в своих границах, – уточнил Станислав Мошаров. – Для развития нужны общие правила игры. При этом важно понимать, что создание агломерации ни в коем случае не подразумевает слияние территорий. На практике это означает, что люди смогут пользоваться инфраструктурными и социальными объектами без замены каких-либо документов и прав собственности. Бежать и менять «зеленку» не потребуется».

Реализация проекта началась с подписания соглашения о межмуниципальном сотрудничестве между Челябинском, Копейском, Сосновским, Красноармейским, Коркинским, Еткульским и Еманжелинским районами. Ожидается, что это соглашение будет подкреплено созданием двух главных документов – стратегией социально-экономического развития агломерации и схемой территориального планирования.

Понять идею и общие принципы агломерации помогают примеры из повседневности. Так, вошедшие в состав челябинской агломерации районы имеют разную площадь. Однако не все из них в равной степени обеспечены электроэнергетическими или водными ресурсами. В этих условиях границы между муниципалитетами создают дополнительные препятствия для пользования жизненно важными коммуникациями. В рамках агломерации между отдельными территориями можно с успехом организовать обмен ресурсной базы и свободной площади под строительство.

«Если сравнить челябинские тарифы с ценой, которую население платит за коммунальные услуги в крупных соседних городах, то мы будем выгодно от них отличаться. Наши тарифы на порядок ниже, – пояснил Станислав Мошаров. – За счет общей инфраструктуры и перераспределения средств между ресурсоснабжающими организациями мы сможем довести тарифы до еще более выгодных показателей. Например, цена за воду для жителей отдаленных районов увеличивается из-за промежуточных структурных подразделений. Прогнозировать пока сложно, но если они войдут в состав общей структуры, то и плата за наценку должна исчезнуть».

Минрегион выделяет около 20 ключевых агломераций России. При этом процесс объединения территорий в агломерацию находится в начальной стадии, поэтому среди первоочередных задач стоят формирование единых подходов межмуниципального взаимодействия и совершенствование нормативно-правового обеспечения.

По мнению вице-губернатора Челябинской области Руслана Гаттарова, одной из самых перспективных сфер развития в агломерации является строительство. Челябинск привлекает жителей окрестных поселений высокооплачиваемыми рабочими местами, а обитатели областной столицы часто выбираются за город, чтобы отдохнуть на природе. Некоторые вовсе переезжают в частные дома или комфортабельные загородные зоны. Вместе с населением в районах появляется среда для развития малого и среднего предпринимательства.

                         Руслан Гаттаров

«Мы наблюдаем тенденцию перехода бизнеса в те муниципалитеты, где появляются новые жилые кварталы и социальная инфраструктура, – отметил Руслан Гаттаров. – Это позволяет распределить нагрузку на школы, детские сады и прочие социальные учреждения в зависимости от плотности населения и удобства транспортной инфраструктуры, а не от привязки к тому или иному району. Большая часть финансирования ляжет на региональный бюджет. Мы уверены, что под эти цели будет выделено федеральное финансирование. Исходя из новых документов, нормативов и правовых актов мы сможем более рационально и эффективно тратить бюджетные деньги, в первую очередь из областной казны, разработать субсидии и субвенции под конкретные проекты».

Пилотные проекты агломераций, отобранные Минрегионом, получат финансирование по нескольким подпрограммам, направленным на привлечение инвестиций, поддержку агропромышленного и промышленного комплексов, модернизацию транспортной инфраструктуры, развитие рекреационного потенциала, а также создание индустриальных и технологических парков. Таким образом, создание агломераций становится задачей федерального масштаба.

По данным Минрегиона, за 20 лет в России только 5 городов-ядер агломераций смогли увеличить свое население, 15 – снизили. Это свидетельствует не столько об общей убыли населения, в том числе городского, сколько о том, что процессы урбанизации замедлились.

«От решения этой глобальной задачи зависит управляемость территорий страны, повышение ее связности, развитие сети опорных центров, – передает слова главы Минрегиона Игоря Слюняева пресс-служба ведомства. – Уже в среднесрочной перспективе ускорение развития агломераций является базовым условием формирования постиндустриальной экономики в России».

                            Игорь Слюняев

В ближайших планах Минрегиона разработка инструментария для проектирования агломераций в разрезах территориального, стратегического и бюджетного планирования. Подобный инструментарий предполагает увязку с отраслевыми стратегиями и отраслевыми схемами территориального планирования в регионах.

«Мы надеемся на конструктивный диалог с коллегами, понимая, что развитие агломераций – это в первую очередь осуществление правильного управления этими территориями, – обратилась к лидерам проекта по развитию агломерацийдиректор Департамента стратегического развития и государственной политики в сфере территориального планирования Минрегиона Елена Чугуевская. – Агломерации – территории опережающего развития, определенные в стратегиях социально-экономического развития федеральных округов, их развитие – мировой тренд. Необходимо научиться содействовать этому в России на всех уровнях власти при участии бизнеса, профессионального сообщества, общественных организаций».


                                                                                                                                                              *По материалам сайта - chelyabinsk.ru

© Совет Муниципальных Образований Челябинской области Создание и поддержка сайта: kontora74.ru