Slide 1 Slide 2 Slide 3
Муниципальные районы
Городские округа
WWW.SMO74.RU

О Совете
Руководящие
органы Совета

Работа совета



24.02.2022

Обзор изменений федерального законодательства от Прокуратуры Челябинской области

Старший помощник прокурора Челябинской области Мальцева Алена Сергеевна


Прокуратурой области в целях участия в правотворческой деятельности органов местного самоуправления осуществляется мониторинг изменений законодательства, а также анализ судебной практики. В связи с необходимостью актуализации муниципальной правовой базы предоставляется информация о следующих новеллах федерального законодательства.

Федеральными законами от 01.07.2021 № 275-ФЗ, № 276-ФЗ, вступившими в силу с 01.09.2021, внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Изменения коснулись способов направления заявлений и документов о предоставлении ряда муниципальных услуг: о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, о выдаче градостроительного плана земельного участка.

Кроме того, дополнены способы подачи уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства.

Так, в дополнение к ранее предусмотренным способам направления заявлений о предоставлении муниципальных услуг определена возможность их направления:

- с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных порталов государственных и муниципальных услуг;

- с использованием государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности;

- для застройщиков, наименования которых содержат слова «специализированный застройщик», с использованием единой информационной системы жилищного строительства.

Внесены изменения в ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в части уточнения наименования документа, необходимого для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К таким документам отнесен акт о подключении

(технологическом присоединении) построенного, реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (в случае, если такое подключение (технологическое присоединение) этого объекта предусмотрено проектной документацией).

Также изменения коснулись ст. 57.3 ГрК РФ, регламентирующую порядок выдачи градостроительного плана. Помимо уточнения информации, содержащейся в градостроительном плане, пересмотрен порядок его подготовки.

Ряд изменений внесен в ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующую подготовку и организацию аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Так, вместо получения технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предусмотрено получение информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения).

Федеральным законом от 01.07.2021 № 255-ФЗ, вступившим в силу с 30.09.2021, внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие принципы организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Так, в иной редакции изложены принципы деятельности контрольно-счетного органа.

Согласно внесенных изменений в ч. 8 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Закон № 6-ФЗ) штатная численность контрольно-счетного органа муниципального образования определяется правовым актом представительного органа муниципального образования по представлению председателя контрольно-счетного органа муниципального образования с учетом необходимости выполнения возложенных законодательством полномочий, обеспечения организационной и функциональной независимости контрольно-счетного органа.

С 30.09.2021 в ч. 11 ст. 6 Закона № 6-ФЗ предусматривается возможность представительного органа муниципального образования обратиться в контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации за заключением о соответствии кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа муниципального образования квалификационным требованиям.

Также уточняются требования к кандидатурам на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного

органа муниципального образования, которые помимо соответствия ранее обозначенным требованиям должны обладать знаниями Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, в том числе бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, конституции (устава), законов соответствующего субъекта Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, устава соответствующего муниципального образования и иных муниципальных правовых актов применительно к исполнению должностных обязанностей, а также общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных Счетной палатой Российской Федерации.

Существенной корректировке подверглись полномочия контрольно-счетных органов.

Изменена редакция нормы о стандартах внешнего государственного и муниципального финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (ст. 11 Закона № 6-ФЗ).

Также изменения коснулись мер реагирования контрольно-счетных органов: уточнены сроки уведомления о принятых по результатам выполнения представления решениях и мерах, предусмотрено дополнительное основание для направления предписания (невыполнение представлений контрольно-счетных органов), предусмотрена возможность продления сроков выполнения представлений и предписаний.

Изменена ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в новой редакции которой закрепляется, что к лицам, замещающим муниципальную должность, относятся председатель, заместитель председателя, аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования.

В Семейный кодекс Российской Федерации, а также Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с 13.07.2021 (Федеральный закон от 02.07.2021 № 310-ФЗ) внесены изменения, закрепляющие для ребенка преимущественное право приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра.

Существенные изменения в ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» внесены Федеральным законом от 02.07.2021 № 348-ФЗ, вступившим в силу с 13.07.2021.

Так, в законе предусмотрен порядок действий органов местного самоуправления в связи с выявлением бесхозяйных объектов теплоснабжения, установлены обязанности по проведению проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере, проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечению выполнения кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения.

Кроме того, органами местного самоуправления утверждается форма акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения.

В связи с принятием Федерального закона от 19.11.2021 № 376-ФЗ изменен порядок назначения руководителя финансового органа муниципального образования. В развитие положений федерального закона принят Закон Челябинской области от 31.01.2022 № 523-ЗО «Об участии Министерства финансов Челябинской области в проведении проверки соответствия кандидатов на замещение должности руководителя финансового органа муниципального района, городского округа (городского округа с внутригородским делением) Челябинской области квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителю финансового органа муниципального района, городского округа (городского округа с внутригородским делением) Челябинской области».

Федеральным законом от 06.12.2021 № 408-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации. Так, дополнены нормы ст. 19 ГрК РФ, предусматривающие состав схемы территориального планирования муниципального района. Согласно нововведений указанная схема включает в себя карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях и (или) в границах сельских поселений, в случае, если представительным органом сельского поселения принято решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки.

Также нормы ст. 55 ГрК РФ дополнены положением о внесении изменений в ранее выданное разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. При этом для уполномоченных органов, в том числе органов местного самоуправления, установлен срок не более чем 5 рабочих дней для принятия решения о внесении соответствующих изменений.

Кроме того, с 01.09.2022 орган местного самоуправления, принявший решение о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия этого решения обязан направить посредством отправления в электронной форме, в

том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете соответствующих здания, сооружения и государственной регистрации права собственности застройщика, иного лица (иных лиц) на такие здание, сооружение или на все расположенные в таких здании, сооружении помещения, машино-места и заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельный участок, на котором расположены созданные здание, сооружение, в случае, если сведения о правах на данный земельный участок не внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Федеральным законом от 30.12.2021 № 459-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ). Так, ст. 41 Закона № 68-ФЗ дополнена нормой, согласно которой комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований принимают решение о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера.

Кроме того, за органами местного самоуправления в ст. 6 Закона № 68-ФЗ закреплена обязанность своевременно представлять в установленном порядке в органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Претерпели изменения полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Так, согласно нововведений органы местного самоуправления организуют и осуществляют проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

Также появилось новое полномочие по установлению при ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального и муниципального характера фактов проживания граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайно ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате чрезвычайной ситуации.

Федеральным законом от 30.12.2021 № 478-ФЗ, вступающим в силу с 01.09.2022, внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Так, в ст. 1110 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности подготовки схемы расположения земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. В случае подготовки указанной схемы органом местного самоуправления срок ее подготовки должен составлять не более 3 месяцев. Также схема расположения земельного

участка подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в порядке, предусмотренном законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно внесенных изменений в Федеральном законе от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» закреплено право гражданина до 01.03.2031 на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, на котором расположен жилой дом, возведенный до 14.05.1998, расположенный в границах населенного пункта и используемый для постоянного проживания. В этой связи в ст. 38 указанного Федерального закона регламентированы особенности предварительного согласования предоставления земельного участка или предоставления земельного участка.

Кроме того, предусмотрено, что государственная регистрация права собственности на такой земельный участок осуществляется по заявлению органа местного самоуправления, предоставившего гражданину земельный участок. Соответствующее заявление подается органом местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения о предоставлении земельного участка гражданину в собственность бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2022 № 101 утверждены Правила использования ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в целях организации и проведения публичных слушаний, которыми предусмотрены размещение на едином портале необходимой информации и материалов, оповещение жителей о публичных слушаниях, представление замечаний и предложений по проекту муниципального нормативного правового акта, их обработка, опубликование на портале результатов публичных слушаний.

 

 

Старший помощник прокурора области по взаимодействию
с законодательными (представительными) и исполнительными
органами власти, органами местного самоуправления А.С. Мальцева

© Совет Муниципальных Образований Челябинской области Создание и поддержка сайта: kontora74.ru